– Ярослав, что подтолкнуло тебя к написанию стихов?
– Наверное, вы ждете ответа в духе «моя первая любовь», «первое расставание», но «толчок» пришел из несколько иной области. Когда я покупаю поздравительные открытки, больше всего времени отнимает поиск подходящего поздравления внутри («чтобы в яблочко!»). И однажды мне показалось, что проще купить «пустую» открытку и написать самому пару рифмованных строк. Затянуло. Остановиться не смог.
– Кто из поэтов тебя вдохновляет в большей мере?
– Наиболее близко мне творчество Эдуарда Асадова и Евгения Евтушенко. Несмотря на то, что поэтами написано множество стихов на любой вкус, есть у меня и свои фавориты: «Стихи о рыжей дворняге» Асадова и «Репортаж из прошлого века» Евтушенко – услышал случайно на одном из последних концертах Евгения Александровича в Екатеринбурге, и с первых же строк словно забетонировали в кресло – сидел, стараясь уловить каждое слово, каждый слог.
– Если открытки были первым шагом, то благодаря чему случился дальнейший рост?
– Творческий подъем на поприще поэзии напрямую связан с поступлением в университет. Именно в год поступления в УрГУПСе (Университет путей сообщения) была создана литературно-музыкальная студия «Слово» – под своим крылом студия собрала всех, кто так или иначе связан с литературным миром – начинающих поэтов, прозаиков и просто любителей декламировать «что-то со смыслом» со сцены.
– Расскажи немного подробнее про формат студии.
– Можно выделить два основных вектора. Во-первых, это непосредственно написание авторских произведений. В этом отношении у авторов неограниченная свобода в выборе стиля, форм и средств самовыражения. Но так сложилось исторически, что наибольший акцент был сделан именно на поэзию.
Второе направление – это выступления на сцене. Порой автор пишет замечательные стихи, но никак не может побороть дрожь в коленях. Владение голосом, элементы актерского мастерства, игра интонаций и пауз – без первоклассного набора навыков на сцене не обойтись. Этому и учились шаг за шагом.
– А как сложился творческий путь после университета?
– Если быть честным, то после получения диплома путь трансформировался в творческие «пробежки» время от времени. Коэффициент полезного действия и стихопроизводительность упали до рекордно низких показателей. С трепетом вспоминаю студенческие годы, за которые стихов скопился вагон с тележкой. Утешаю сам себя, что главное не количество, а качество.
– Скучаешь по вечерам, проведенным в компании «студийцев»?
– Очень скучаю. Сложно найти замену творческой «семье», с которой прожил пять лет. Правда, в качестве компенсации могу выделить Свердловскую региональную молодежную общественную организацию «МАЙ», активисты которой проводят ежегодный поэтический конкурс «Горю Поэзии огнем». Как раз общение с участниками конкурса помогает оставаться на плаву в творческой среде.
– Расстраиваешься, что не покоряются призовые места конкурса?
– Для меня Пятый литературный конкурс «Горю Поэзии огнем» стал уже четвертой попыткой достучаться до сердец членов жюри. Сперва набирался опыта, а потом были победы в спецноминациях, что мотивирует не сдаваться. В конце концов, заветная мечта начинающего автора – «выход в печать» – у меня осуществилась ещё в университете, поэтому для меня конкурс на текущий момент остается единственной возможностью себя показать и на других посмотреть. Благо, география участников и содержательность произведений растёт в геометрической прогрессии. Поэтому приятно ощущать себя в такой компании.
Вавилонская башня Мира
Все уже случалось в истории
И сегодня лишь в новом обличии.
Люди как-то до небес башню строили,
О своем мечтая величии.
Но ведь величие носят внутри!
В гневе был Верховный судья:
Пусть позабудут все люди земли
Свой родной язык навсегда.
И на утро махали руками,
Кто-то даже пытался кричать,
Но говорили чужими словами
Не в силах друг друга понять.
А на дворе двадцать первый век,
Заседанья ООН и саммиты,
Снова к величью идёт человек,
И все это видите сами Вы.
У людей теперь власть и сила,
И, кажется, что строят на века
Вавилонскую башню Мира,
Но говорят на разных языках.
P.S.: Но, быть может, надежда есть,
И держа в руках томик Канта,
Мой внук или внучка, невесть,
Говорить будет на эсперанто.
Ярослав Ялунин