Выставка разделена на две части: «Красный путь» и «Белый путь» (думаем, вы догадываетесь, что это означает). Эти пути расходятся от стенда в музее, который кратко показывает события февраля 1917 года – так в стране разошлись пути граждан.
На выставке представлены не только артефакты вековой давности, но и истории конкретных людей, принимавших участие в Гражданской войне. Пройдя оба пути, можно удостовериться в том, что нельзя четко расставить границы между «красными» и «белыми». Но обо всем по порядку – подробно об особенностях Гражданской войны на Урале и все о выставке «Этюд в багровых тонах» нам рассказал создатель экспозиции Иван Сильченко.
О войне – с задержкой
По словам Ивана Сильченко, создать экспозицию, посвященную событиям Гражданской войны на Урале, оказалось достаточно сложно. «Выставку мы постарались сделать для людей мало подготовленных, но хоть что-то понимающих в этой теме. Часть экспонатов для этой выставки мы взяли из наших фондов, экспозиций. Другую часть – у коллекционеров, историков. А организовывали все сами, силами всех сотрудников музея, – рассказывает Иван Сильченко. – Тема интересная, привязана непосредственно к городу. В 2018 году было столетие этих событий, хотя этот юбилей как-то прошел мимо. Вообще, нам хотелось открыть эту выставку еще к лету прошлого года, но сбор материала затянулся».
Помощь в создании данной выставки была оказана местными историками, в том числе свой вклад внес заместитель председателя Екатеринбургского военно-исторического клуба «Горный Щит» Александр Кручинин, и сам клуб. Отдельного внимания заслуживает то, что выставка основана не на собрании экспонатов, а на отдельных личностях. Таким образом, «Этюд в багровых тонах» – выставка, демонстрирующая события времен Гражданской войны не только с общеисторических позиций, но и с точки зрения отдельных людей. «Личности выбирались наиболее интересные. С этим выбором как раз тоже помог Александр Кручинин», – уточняет создатель выставки.
Экскурс по личностям
Как ни странно, для такой масштабной, в планах поиска информации, выставки выделено не так много места – она находится на третьем этаже Музея военной техники УГМК. Пройти можно оба пути выставки: дорога начинается с «красных», а потом переходит на «белых».
В экспозиции, выполненной в «афишном» стиле начала ХХ века, особое внимание уделено цветовому оформлению. На одном пути стенды обтянуты красной тканью, а на другом – белой. Все это делалось вручную.
На одних витринах представлена общая информация об армиях, вещах и оружии того времени. На других витринах представлены истории красногвардейцев и белогвардейцев. К слову, основное внимание здесь уделено именно личностям.
На стороне ценностей
В Гражданской войне приняли участие не только жители России, но и иностранцы. Во время Первой мировой войны возник большой кадровый голод. Решено было призывать иностранцев, в том числе китайцев. Среди них был Жен Фучен – полковник китайской армии. В Китае он собрал организацию, которая перевозила в нашу страну рабочих. Вместе с ними он переехал в Алапаевск.
«В 1918 году началась Гражданская война, а китайцев на территории России было около 100 тысяч. Всего – 25-30 тысяч на территории Большого Урала. Денег нет, из-за чего уехать они не могут. И тут часть китайцев начинает выступать на стороне «красных», потому что те им платят деньги и дают еду, – рассказывает Иван Сильченко. – Может быть, кто-то среди них и был идейным, но большинство предпочитало иные ценности».
В июле 1918 года «белые» берут Екатеринбург. «Красные» уходят, в том числе в сторону Алапаевска по Режевскому тракту – в район города Кушвы, за Нижним Тагилом. Осенью 1918 года создается 225-й китайский полк из бывших рабочих. Он состоит примерно из 800 человек. Командиром становится тот самый Жен Фучен. Полк участвует в боях за Верхотурье, форсирует реку Актай, ведет целый день бой в районе станции Выя в ноябре 1918 года.
В этом бою китайцы промерзли, попали в окружение, но красные полки их все же спасли. После этого замерзшие бойцы размещаются в теплушках. Ночью пришли «белые» и всех китайцев в этих теплушках уничтожили. Спаслось всего два-три человека. Жен Фучен погиб.
Кто есть кто
Обращаясь к исторической части, мы начнем с представления внешнего облика красногвардейца. Одет он в форму, названную в честь английского генерала Френча (Красная армия появилась в январе 1918 года, а тогда все царское отвергалось).
Общую форму в условиях войны сделать непросто. Поэтому носили старую форму императорской армии, лишь сняли с нее погоны. Одежда модная и удобная. А чтобы различать своих от чужих, «красные» носили революционный бант, который символизировал пролитую революционную кровь. К фуражке же крепилась звезда, на которой первоначально были изображены плуг и молот.
К слову, царская форма была и у белогвардейцев. Но на груди был прикреплен белый уголок и меняли кокарды на фуражках в зависимости от принадлежности к белой армии. Кокарды на фуражках обматывались белой тканью. Некоторые использовали царские погоны, а кто-то их также отрывал.
Из царских прапорщиков
Слыхали об улице Онуфриева в Екатеринбурге? Наверняка. А знаете ли вы о том, кто этот человек? Сомневаемся. «Этюд в багровых тонах» – в помощь.
Иван Андреевич Онуфриев окончил школу прапорщиков и воевал в Первой мировой войне. В мае 1918 года бывший прапорщик был назначен командиром 3-го Екатеринбургского пехотного полка, который выступил в сторону Челябинска против чехословацких легионеров. В составе отряда комиссара П. И. Жебенева Иван Онуфриев стал начальником боевого участка на направлении Екатеринбург – Челябинск. Руководил наступлением Красных войск на Екатеринбург в начале августа 1918 года и был ранен под Верхней Пышмой.
После выздоровления, в сентябре-октябре 1918 года, Иван командовал 2-й бригадой 2-й уральской дивизии и участвовал в боях за Нижний Тагил. В последующем он занимал должности командира бригад в 3-й Уральской, в Особой и в 29-й стрелковой дивизиях.
После Гражданской войны пошел дальше по военной карьере. И жизнь могла у него продлиться дольше, но в 1930-е годы в стране проходили сталинские репрессии. Ивана Онуфриева арестовали органы НКВД СССР по обвинению в участии в «военно-фашистском заговоре» и приговорили к расстрелу. Реабилитирован он был посмертно в 1957 году.
В равном масштабе
Особое внимание было уделено и названию самой выставки. По словам Ивана Сильченко, все долго думали над тем, как назвать экспозицию. «Этюд в багровых тонах» – название произведения Артура Конан Дойля. Второе название этого же произведения – «Красным по белому». Так что само название отражает сущность выставки.
«Следует сразу сказать, что «Красный» и «Белый» – пути условные. Некоторые личности были и «красными», и «белыми», метались туда-сюда. Гражданская война – штука невероятно сложная, и рассказать на выставке все про нее невозможно, – рассказывает экспозиционер Иван Сильченко. –
Здесь «красные» и «белые» принципиально показаны в одинаковом масштабе, так как они все они – граждане одной страны, все имели право на выражение своих мыслей. При этом все они одинаково правы и все одинаково виноваты».
Будущий сказочник
Неожиданный поворот – именно на этой выставке можно узнать о ранних годах жизни сказителя Павла Бажова. Еще в семинарские годы уральский писатель участвовал в революционном движении. После февральской революции он работал в различных общественных организациях.
С начала открытых военных действий Павел Бажов поступил добровольцем в Красную армию и принимал участие в боевых операциях на Восточном фронте в качестве политического работника. В августе 1918 года Павел был принят в члены ВКП (б) и стал редактором политической газеты «Окопная правда».
Во время Пермского наступления Бажов попал в плен к белым, но смог бежать. Скрываясь, он участвовал в деятельности партизанских отрядов. В 1921 году он вернулся в Камышлов и после Гражданской войны начал писать. Первые его произведения «Бойцы первого призыва» и «Формирование на ходу» появились в 1936 году. В этих книгах он говорит о Камышловском полку и упоминает некоторые фамилии (Васильева, Панова), на которых уже ведутся какие-то дела либо они уже приговорены к расстрелу.
На заседании Горкома партии Бажова исключили из партии из-за книги «Формирование на ходу». Долгое время он не мог найти себя, и как раз в это время он начал писать всем известные с ранних лет сказы. Позже его все-таки восстановили в партии и взяли в Союз писателей.