«Гранит Высокинского» попал в историю

Ремонт улицы Пушкина и переулка Почтового опасен для двух памятников

В Екатеринбурге по заказу мэрии вскрыли экскаватором историческую мостовую около музея Мамина-Сибиряка. Дальнейшая укладка камня, которую активно пропагандирует глава города Александр Высокинский, может создать угрозу накопления сырости в стенах здания. Похожая проблема тут же, на улице Пушкина, около памятника Дом И.Ф. Рожнова. Здесь при укладке гранитной плитки не сделали отмостку, что негативно скажется на качестве сохранения объекта.

Ремонт улицы Пушкина и переулка Почтового опасен для двух памятников
Демонтированные исторические плиты около музея Мамина-Сибиряка. Фото со страницы Олега Букина в Фейсбуке.

В центре Екатеринбурга идет масштабный ремонт улицы Пушкина (от Почтового до Перомайской) и Почтового переулка (от Горького до Толмачева). Заказчиком ремонта является администрация города в лице МКУ «Городское благоустройство», а подрядчик – ООО «ЭнергоСтройСервис».

В процессе этих работ общественники уже обнаружили серьезные дефекты, представляющие угрозу для двух стоящих здесь памятников: Литературно-мемориальный дом-музей Д. Н. Мамина-Сибиряка на Пушкина, 27 и Дом И.Ф. Рожнова (Пушкина, 21). Говорят, что здесь может быть основание для возбуждения уголовного дела. Дефекты ремонта на своей странице в Фейсбуке обозначил председатель правления НКО «Уральский хронотоп» Олег Букин.

Экскаватор около Дома-музея Мамина-Сибиряка

Судя по следам на гранитных плитах рядом музеем Мамина-Сибиряка, выкапывали их с помощью спецтехники. Как сообщает общественник, есть повреждения. При этом плиты довольно ценные: некоторые лежат здесь уже больше века, другие в 1970-1980 годах работники музея собирали по всему району, чтобы компенсировать нехватку «родных» плит и создать атмосферу улицы XIX века. В числе прочих были выкопаны дождевые плиты, на которых больше ста лет назад были пропилены желобки для стока воды.

Ремонт около музея Мамина-Сибиряка. Фото со страницы Олега Букина в Фейсбуке.

Олег Букин отмечает, что тротуар и расположенные на нем плиты частично попадают в границы территории памятника. На тротуаре работал экскаватор, хотя вибрационные нагрузки на объекте запрещены. «Уже здесь признаки нарушения, – пишет общественник. – Помимо того, что сковырнули дождевые плиты, повредили еще и крыльцо, а это уже часть памятника, а не только его территория (это вообще можно под уголовную статью подвести). Заказчик работ – горадминистрация».

По его данным, в экспертизе раздела проектной документации об обеспечении сохранности ОКН говорится, что 30% разрушенных плит заменят. При этом подрядчик, с которым разговаривал Олег Букин, обещает ничего не выбрасывать, использовать при ремонте все плиты, в том числе те, что меньше размером («Якобы изначально расколотые», – отмечает общественник).

«Родные» исторические плиты, в т.ч. связанные с системой отвода дождевой воды, находятся между отмосткой дома-музея и тротуара. По словам Олега Букина, подрядчик хочет их приподнять, уложив под них подушку из щебенки, при этом отмостка останется на прежнем месте, что спровоцирует скопление воды на отмостке, просачивание влаги через стены памятника и т.д.

«Говорю, мол, это же не входит в границы проведения работ по благоустройству, – рассказывает Олег Букин. – Разводит руками, а что делать? Вопрос все равно возникнет у начальства при сдаче работ, если будет заметен скачок уровней. То есть, он сознательно идет на нарушение. Спрашиваю, ну поднимите «дождевые» плиты, а отмостка-то останется на месте? – Да, отмостку трогать не буду. – Тогда будет разрыв в уровнях в этом месте, или вообще уклон, когда вода хлынет на отмостку и памятник. – А что я сделаю, если такой проект».

Олег Букину кажется странным, что заказчиком историко-культурной экспертизы раздела об обеспечении сохранности ОКН является московский фонд «Спасите памятники». Экспертизу он считает слабой: «Почему эксперт сделал положительное заключение, не предвидя очевидных последствий «благоустройства», непонятно вообще. Возможно, ему представили не всю документацию», – рассуждает Олег Букин.

Проблема со стенами Дома И.Ф. Рожнова

На территории памятника Дом И.Ф. Рожнова (Пушкина, 21) строители укладывают гранитные плитки, поднимая уровень тротуара на 10 сантиметров. В итоге гранит, который активно используется в отделке пешеходных зон по инициативе главы города Александра Высокинского, закрывает часть фасада памятника.

Тротуар подняли,а отмостку сделать забыли. Дом И.Ф. Рожнова. Фото со страницы Олега Букина в Фейсбуке.

Также Олег Букин недоволен отсутствием отмостки у стен здания: «Не видно никакой отмостки. Уклон тротуара может быть соблюден, но это не отменяет необходимость отмостки, имеющей более выраженный уклон и свойства гидроизоляции».

Как пояснил МК-Урал Олег Букин, отмостка также частично закрывает стену, но незначительно, плюсов от нее больше, чем минусов. В противном случае через швы между гранитными плитами будет попадать вода, что повредит зданию.

Гранит, который так любят в мэрии, "съел" 10 сантиметров стены Дома И.Ф. Рожнова. Фото со страницы Олега Букина в Фейсбуке.

«Часть влаги будет просачиваться в подушку, и оттуда будет осуществляться подсос на кирпич, – говорит Олег Букин. – В принципе, можно обойтись вертикальной и отсечной гидроизоляцией. Но вертикальной не видно».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру