Здание на Ленина, 71 является объектом культурного наследия федерального значения «Комплекс Штаба УРАЛВО». Его хозяин – ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Еще в конце октября общественник и автор экскурсий по Екатеринбургу Дмитрий Москвин в соцсети обратил внимание на начавшуюся раскраску аттика на фасаде штаба ЦВО.
«Проводятся ли там какие-то работы по укреплению или его замазывают? И делает ли это сертифицированная организация или солдаты. Неизвестно, является ли вообще сам барельеф предметом охраны. Если нет, то руки прочь от барельефа, и ставить его под охрану!» – заявил общественник.
Работы по раскраске барельефа продолжались и были завершены. В результате этот памятник сейчас выглядит менее объемным, чем было в реализованной задумке советских архитекторов.
На днях стало известно, что 11 ноября Управление госохраны объектов культурного наследия Свердловской области вынесло предписание о немедленной приостановке работ на фронтоне здания штаба ЦВО в Екатеринбурге. Об этом сообщили в ведомстве в ответ на обращение в Управление корреспондента ЕАН.
В документе с подписью заместителя начальника Управления Алены Кульпиной сообщается, что работы на барельефе произведены с нарушением требований законодательства об охране объектов культурного наследия. В связи с этим после установления лиц, организовавших и проводивших указанные работы, будет рассмотрен вопрос о составлении протоколов об административном правонарушении. Также будет решаться вопрос об удалении нанесенной на аттик краски с целью приведения состояния ОКН в соответствие с предметом охраны, утвержденным приказом Управления от 19.11.2018 № 449.
Барельеф фронтона Штаба ЦВО имеет культурную ценность не только с точки зрения архитектуры. На нем изображены амбициозные проекты 30-х годов. В их числе так и не построенный Дворец Советов на месте взорванного храма Христа Спасителя в Москве и «Максим Горький» – самый большой для своего времени самолет с сухопутным шасси. «Максим Горький» потерпел крушение в 1935 году, не из-за своих неполадок, а в результате падения на него истребителя И-5, выполнявшего фигуры высшего пилотажа. Позже самолет был модифицирован и с 1940 по 1942 год летал под маркой ПС-124 (Л-760).
Также на барельефе вылеплен тяжеловесный танк «Илья Муромец», который в свое время использовался недолго, но в наши дни может передать свое имя новой боевой машине поддержки танков, которую создают на Уралвагонзаводе на основе тяжелой гусеничной платформы «Армата».