Глаза разбегаются
Мы попадаем на цокольный этаж, в тихое, хорошо освещенное просторное помещение. Экскурсовод обращает наше внимание на стенд, где представлены архивные документы о судьбе художника еще до его становления, как панк-рок-скомороха – Старика Букашкина.
Его настоящее имя – Евгений Малахин. Родился и провел детство Евгений в Иркутске, позже переехав в Ижевск. Малахин всегда отличался хорошей успеваемостью в школе и в училище на отделении инженерии, среди музейных экспонатов можно найти даже его табель успеваемости. И после успешного окончания учебы он был переведен в Свердловск на предприятие «Тэхэнерго». Там и начался его творческий путь. На предприятии за Малахиным шли как за предводителем, и эта его черта к объединению людей определила успех и в творческих и идейных его начинаниях.
Переход Малахина
Трансформация инженера к концептуальному художнику была очень резка. В конце 80-х – начале 90-х Евгений переходит на должность дворника на том же предприятии. И деятельность эта осталась с ним до конца жизни, за что он и прослыл как «народный дворник России».
В этот период он активно развивается как творческая личность: расписывает мусорные баки и вообще ратует за то, чтобы превращать их в объекты искусства посредством росписи и восстановления, и некоторые из них даже представлены в посвященном ему музее. Носит неординарные наряды, которые связаны, кстати, со славянской культурой. Вообще Б.У. Кашкин вдохновлялся русскими, славянскими мотивами, которые в дальнейшем проявлялись и в его стихотворениях и прозе.
Первое, на что следует обратить внимание в музее Б.У. Кашкина, – цветные слайды и серия черно-белых экспериментальных фотографий – то, с чего Малахин начинал свою фотографическую деятельность. Здесь начал формироваться его авторский, достаточно неординарный стиль: используемые им приемы многим казались признаками неумелой съемки, хотя он использовал их осознанно. Евгений обрабатывал снимки солнцем, кислотой, варил фото в кипятке, за что их шуточно и называют «варенки». Благодаря этим приемам фотографии стали достаточно абстрактными, а образы неузнаваемыми – это и стало характерной чертой снимков Евгения Малахина.
На фотографии художник не остановился и стал включать готовые снимки в другие свои проекты. И тут наше внимание приковывают «книги художника», развернутые под витринным стеклом в основном зале музея. Эти книги особенны тем, что Б.У. Кашкину удалось совместить авторские стихотворения и фотоснимки в цельную, абсолютно уникальную композицию. Его тексты были хотя и юмористические, но проникнутые славянскими и религиозными мотивами, ведь именно религия занимала в жизни Старика Букашкина отдельное место. С этим связана и коллекция его вариаций на создание икон, и даже тут не обошлось без авторского уникального подхода: из дерева художник вырезал упрощенный лик святого, подвергал его обработке, а затем раздавал народу во время религиозных праздников.
Особое место
Центральную позицию в музее занимает стенд, увешанный «морально-шинковательными» досочками, созданными Б.У. Кашкиным совместно с обществом «Картинник». В создании миниатюр принимали участие студенты, случайные прохожие, рок-музыканты, но текст был придуман самим Малахиным.
Несмотря на юмористический характер этих «стишков», за ними крылись волнующие общество серьезные проблемы: судьба СССР, затронувший тогда «Картинник» афганский конфликт и вообще темы, касающиеся войны: «Если военные снимут штаны – больше на свете не будет войны».
В большинстве своем эти стихотворные, яркие «досочки» содержали моральные устои и создавались, чтобы быть бесплатно, абсолютно искренне розданы во время перформативно-коммуникативных актов, устраиваемых «Картинником».
«В 3 часа по воскресеньям на Плотинке скоморохи дарят обществу картинки».
На таком вот своеобразном мероприятии – «Панк-рок-скоморох шоу» – досочки разошлись тиражом более 5000 штук. Их экземпляры представлены в музее УрФУ, а также в разных коллекциях в Москве и кое-где за границей.
В мероприятиях, проводимых Б.У. Кашкиным, и раскрывается философская подоплека его творчества – искусство не должно продаваться за деньги. Александра Бурмантова, наш проводник в мир особого художника, подметила: «Это что-то такое общечеловеческое, это что-то для людей и про людей, это что-то очень искреннее. Пытался быть скоморохом, даже юродивым. Своеобразный акт объединения всех людей вместе».
Конец 80-х годов характеризуется для Свердловска подъемом различных форм «неформальной» культуры, как и в других городах России. И андеграундное искусство было чем-то абсолютно новым, ярким, броским. При этом творчество Б.У. Кашкина объединяло, сплачивало людей.
Умер Малахин в 2005 году. Многие мастерские были уничтожены из-за необходимости сносить старые здания. Многие объекты выносились за минуты «до», раздавались кому-то, были вытащены из-под груд обломков. «Картинник» распался, из жизни ушел главный предводитель, идейный организатор, «душа» этого общества Евгений Малахин.
И уже в 2008 году силами факультета искусствоведения и культурологии УрФУ, художников, друзей Евгения, и просто неравнодушных людей был создан музей, посвященный Б.У. Кашкину.
Музей пытается поддержать наследие Малахина, потому что его творчество было чрезвычайно важным в развитии андеграундного искусства не только в Свердловске, но и в России в целом. Старик Букашкин – Евгений Малахин – абсолютно уникальный, невероятно талантливый человек. Человек свободный, продвигавший простые человеческие истины, близкие каждому.