Свердловские налоговики и арбитражный суд внедряют «презумпцию виновности»

Компания из Новоуральска закрывается из-за невозможности доказать добросовестное поведение

В Свердловской области продолжают происходить случаи, когда предприятия сталкиваются с сомнительными требованиями налоговых органов по уплате налога на добавленную стоимость. Один из них произошел с ООО «Новоуральский машиностроительный завод», которое занимается котельным оборудованием. Компания неожиданно получила со стороны налоговой инспекции № 28 обвинения в заключении притворных сделок и связанное с ними требование об уплате НДС и пени на общую сумму почти 25 млн рублей. Для компании это фактически означает закрытие. При этом доводы о притворности сделки выглядят очень странными, что не помешало арбитражному суду вынести решение в пользу налоговиков. К судебному документу также есть ряд вопросов.

Компания из Новоуральска закрывается из-за невозможности доказать добросовестное поведение
Фото: архив МК-Урал.

Случаи, когда налоговые органы взыскивают задолженность по НДС не с реального неплательщика, а с крайней организации в цепочки контрагентов, не редки. И Свердловская область не является исключением. Еще в 2017 году уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов в ходе визита на Урал назвал жалобы на подобные случаи одной из наиболее распространенных причин обращений предпринимателей.

«Налоговая приходит и выбирает, у кого из этой цепочки есть реальное производство и реальные активы, и «вешает» этот НДС на него, – отмечал бизнес-омбудсмен – По их логике, он должен был предусмотреть, что кто-то в этой цепочке может налог не уплатить. И вместо того, чтобы наказывать тех, кто действительно утаил деньги, налоговая перекладывает с больной головы на здоровую».

В 2019 году ряд уральских предприятий выступил с инициативой об изменении налогового законодательствах, которое бы позволило защитить права добросовестных плательщиков, но ситуация с тех пор не изменилась. И история «Новоуральского машиностроительного завода» (НМЗ) – яркое тому подтверждение.

Неожиданные требования

Предприятие из закрытого города осуществляло сборку котельных по заказу других организаций. Поскольку котельные являются опасными производственными объектами, работать с ними может только персонал, соответствующий определенным критериям. Для сварщиков, к примеру, требуется наличие удостоверения Национального агентства контроля сварки. Значит, количество подобных предприятий достаточно ограниченно.

У НМЗ есть собственные производственные помещения, но имеющихся сотрудников не всегда хватало для того, чтобы выполнить все заказы. Поэтому время от времени компания передавала часть работ другим организациям по договорам субподряда.

В их числе было и ООО «Тепломонтаж», работавшее в Екатеринбурге. Данная компания направляла своих сотрудников в Новоуральск, где они проводили работы на площадке НМЗ. В 2019 году владелец «Тепломонтажа» решил закрыть бизнес, о чем уведомил налоговую инспекцию.

Неожиданно в 2020 году контрактами между НМЗ и «Тепломонтажом» заинтересовалась налоговая инспекция № 28 (располагается в Невьянске). Сотрудники фискального органа пришли к выводу, что сделка была притворной, работы выполнял сам НМЗ, значит, предприятие якобы незаконно получило налоговый вычет. В итоге предприятию выставили счет: 17 млн рублей «задолженности» по НДС и еще пени на сумму более семи миллионов.

Странная логика

Почему же налоговая решила, что сделка между НМЗ и «Тепломонтажом» носила притворный характер? К такому выводу инспекторы пришли, исходя из того, что организации якобы аффилированны.

Казалось бы, где связь между организациями, которые даже зарегистрированы в разных городах? Учредители и руководители обеих компаний тоже совершенно разные люди. Так с чем тогда связано утверждение о том, что организации взаимосвязаны?

Доводы налоговиков поражают. Так, свидетельством аффилированности инспекция считает наличие общего IP-адреса, с которого осуществлялось управление денежными средствами на расчетных счетах и налоговая отчетность. В действительности же управление денежными средствами и составлением налоговой отчетности осуществляется сторонней организацией – ООО «Бизнес-крафт», что объясняет совпадение IP-адреса.

К слову, то, что бухгалтерию обоих организаций ведет аутсорсер, налоговики тоже установили, но посчитали это тоже доказательством аффилированности. С таким же успехом в список связанных лиц можно бы включить всех клиентов «Бизнес-крафта».

Еще одно «доказательство» – то, что НМЗ заказывал пропуска для сотрудников «Тепломонтажа». Казалось бы, этот факт должен, наоборот, свидетельствовать о том, что сделка была реальной, но сотрудники «налоговой» смогли вывернуть все наизнанку. По их мнению, если бы «Тепломонтаж» был бы независимой от НМЗ компанией, то в таком случае должен был бы сам заказывать пропуска для въезда в закрытый Новоуральск. Но это в принципе невозможно, так как заказывать пропуска для гостей могут только жители ЗАТО или зарегистрированные в нем организации.

В логике налоговой инспекции есть и другой изъян. Если, как утверждается, работы проводились собственными силами, а сделка была притворной, то зачем вообще НМЗ понадобилось бы заниматься оформлением пропусков? Ведь компания работала в Новоуральске, соответственно ее сотрудники также постоянно находятся в закрытом городе.

Еще один довод – наличие общих контрагентов. Но, учитывая, что оба предприятия работают в одной отрасли, было бы странно, если бы таковых у них не было.

Еще раз отдельно отметим тот факт, что ООО «Тепломонтаж» было ликвидировано по инициативе учредителя. Данная процедура предусматривает в том числе выездную налоговую проверку. А значит у проводившего ее инспектора была возможность выяснить, было ли предприятие формальным или оно действительно занималось производственной деятельностью. Да и будь у ООО «Тепломонтаж» задолженность по НДС на момент закрытия, это также было бы отражено в ходе проверки.

Нарастание задолженности

Не согласившись с требованиями инспекции, НМЗ подал заявление в Арбитражный суд Свердловской области с требованием признать акт проверки незаконным. Судебное разбирательство затянулось почти на полгода, хотя обычно подобные тела рассматриваются в более сжатые сроки.

Пытаясь доказать добросовестность поведения, представители НМЗ вызвали в суд бывшего директора «Тепломонтажа», подтвердившего, что его компания не была фирмой-однодневкой. Более того, по его словам, компания занималась обучением персонала, подготовив трех специалистов по промышленной безопасности. Довольно странное поведение для компании, которую налоговая сочла формальной организацией.

Директор «Тепломонтажа» был готов дать эти объяснения еще во время налоговой проверки. Но инспекция № 28 вызывать его отказалась. Хотя именно утверждение о формальном характере возглавляемой им организации лежало в основе претензии налоговой.

Судью Елену Бушуеву, вероятно, показания данного свидетеля не убедили как и другие доводы НМЗ. В начале 2023 года она вынесла решение об отказе в признании акта проверки незаконным. Но почему именно, из решения понять невозможно. По сути в судебном документе пересказывается содержимое оспариваемого акта. Что касается доводов и доказательств и НМЗ, то о них в судебном документе нет ни слова. Соответственно, понять, почему судья посчитала их неубедительными, нельзя, что нарушает принцип состязательности сторон.

Зато в судебном документе есть целые абзацы, присутствие которых вызывает недоумение. Например, судья обстоятельно расписывает условия начисления НДС на коммунальные услуги. Но для чего это делалось? Ведь в деле коммунальные услуги никак не фигурируют. Или подобные абзацы слепо переносятся судьями из одного решения в другое?

Взыскание 27 млн рублей для НМЗ фактически означает крах. Хотя работа предприятия была остановлена еще летом 2022 года. Это произошло вскоре после блокировки счета компании, которое НМЗ считает незаконным из-за неправильного применения норм Налогового кодекса.

Что особенно поражает: из-за блокировки счетов НМЗ не может исполнить обязанности налогового агента и выплатить НДФЛ за своих работников. По нашим данным, несмотря на то, что предприятие указывает в качестве назначения платежа уплату НДФЛ, деньги уходят на погашение образовавшейся задолженности по НДС. В результате долги перед казной нарастают как снежный ком, а за невыплату НДФЛ компания и директор подвергаются новым санкциям.

В октябре ситуация на НМЗ разбиралась на заседании межведомственной комиссии по вопросам укрепления финансовой самостоятельности бюджета Новоуральского городского округа. В итоге директору НМЗ было рекомендовано обратиться в суд, а также... обеспечить соблюдение гарантий занятости сотрудников предпенсионного возраста.

Вот только на тот момент единственным сотрудником компании был директор. Более 30 работников ушли еще летом. Учитывая поражение НМЗ в суде, шансов на их возвращение практически нет.

В последние годы руководством государства, включая президента Владимира Путина и премьер-министра Михаила Мишустина, декларировалось, что повышать доходы бюджета нужно не за счет усиления гнета на существующие предприятия, а за счет расширения налоговой базы. Но поведение инспекции в отношении НМЗ показывает, что, судя по всему, данные установки не выполняются. При этом эффективной такую работу назвать тоже нельзя. Ведь в результате действий налоговиков предприятие попросту прекратило работу, и платить средства в бюджет будет не с чего.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру