Тема приспособления российской экономики к жизни в условиях санкций стала, пожалуй, центральной в 2022 году. Со стороны руководства страны, включая президента России Владимира Путина, неоднократно поступали заявления о том, что «экономический блицкриг» стран Запада и их приспешников сорвался, но перед российскими предприятиями, как и перед государством, стоит задача коренной перестройки экономики. Это касается и перераспределения направлений внешнеторговой деятельности с запада на восток.
На совещании, состоявшемся в мае 2022 года, глава государства заявил о необходимости форсировать работу по развитию логистической инфраструктуры с учетом запросов нового времени.
«Год за годом должны расти и объемы строительства, обновления сети автомобильных и железных дорог, речной и морской инфраструктуры, транспортных артерий, которые не только соединяют регионы России, служат основой для развития промышленности и сельского хозяйства, но и помогают нашим компаниям, предприятиям наращивать внешнюю торговлю, осваивать зарубежные рынки», – заявил Владимир Путин.
Свердловская область одной из первых отозвалась на призывы президента. Губернатор Евгений Куйвашев назвал смену потоков шансом для Среднего Урала.
«У меня есть мечта, чтобы в ближайшие пять лет Свердловская область стала главным сухим портом России, – сказал глава региона. – В марте 2022 года ситуация в нашей стране кардинально изменилась. Прежние логистические цепочки уже не работают, теперь основные потоки грузов пойдут с востока. И здесь Урал в очень выгодном положении».
Бизнес готов к переменам
Стоит сказать, что создание логистических парков вокруг Екатеринбурга идет уже не первый год, благо наличие обширных пустующих участков на окраинах позволяет строить склады и распределительные центры. И хотя в первые дни спецоперации у предпринимателей, работающих в сфере индустриальной застройки, царило настроение неопределенности и тревоги, планы государства по превращению Екатеринбурга в «сухой порт» дали новый импульс отрасли.
Среди крупных инвесторов – PNK-Group. Данная компания уже не первый год занимается строительством логистических парков. PNK-парки строятся или уже открыты в шести регионах страны. В Свердловской области крупнейшим проектом является PNK-парк «Сибирский тракт». Парк занимает площадь 41 гектар прямо возле Екатеринбургской кольцевой автодороги, а суммарная площадь складских помещений должна составить 26 гектаров. Имеются готовые инженерные коммуникации и инфраструктура.
Важнейшим событием для PNK-парка «Сибирский тракт» стало подписание в октябре 2022 года соглашения с самой крупной российской сетью магазинов низких цен Fix Price о строительстве распределительного центра площадью 68 тысяч квадратных метров. Продукция из этого центра пойдет не только в регионы Уральского и Сибирского федеральных округов, но и в Казахстан.
Этот проект важен как для Екатеринбурга, поскольку количество новых рабочих мест в связи со строительством распределительного центра превысит тысячу, так и для сети Fix Price. Для компании это второй распределительный центр такой площади. Первый строится на территории логопарка «Домодедовский» PNK-Group в Подмосковье.
Совместные усилия
Подобный проект по созданию крупного логопарка не остался незамеченным в правительстве Свердловской области и администрации Екатеринбурга, и получил поддержку как со стороны региональных, так и городских властей. Неудивительно, ведь это, по сути, единственный крупный инвестиционный контракт, заключенный в 2022 году в Свердловской области, а соглашение между PNK-Group и FixPrice называют самым крупным на российском рынке складской недвижимости.
Внимание мэрии и областного кабмина к проектам логистики неслучайно, учитывая позицию президента. Именно такой подход по консолидации усилий бизнеса и государства является ключевым условием развития экономики в наше время.
Однако в Свердловской области еще свежи в памяти случаи не вполне адекватного отношения отдельных чиновников федеральных ведомств к развитию строительной отрасли. Так, в 2021 году выяснилось, что вокруг войсковой части в поселке «Кольцово» существует трехкилометровая запретная зона, исключающая любую хозяйственную деятельность и ставящая под угрозу строительство перспективных жилых районов и логистических центров на огромной территории.
Несмотря на то что существование такой зоны в границах населенного пункта является незаконным, региональное управление Росреестра во главе с Игорем Цыганашом зарегистрировало зону, о чем многие инвесторы узнали только из сообщений в СМИ. Прокуратура, несмотря на огромную социальную важность проблемы, спустила проведение проверки на низший уровень, хотя представитель Генеральной прокуратуры мог бы выступить в качестве модератора, чтобы не доводить ситуацию до суда.
Один из инвесторов подал в суд на военное министерство с требованием отменить приказ об установлении зоны. И хотя в итоге здравый смысл возобладал и спорный документ был приведен в соответствие с законом, на это понадобилось два года.
Столь долгое затягивание судебного процесса, направленного лишь на то, чтобы отменить очевидно незаконное решение, ставящее под угрозу реализацию крупных инвестиционных проектов в сфере строительства и логистики (то есть в базовых отраслях, как утверждает Президент), не способствует укреплению авторитета государства. И если предыдущий судебный спор начался еще до начала СВО, то теперь подобные процессы являются особенно недопустимыми.
Не случайно Владимир Путин на совещании с судейским сообществом акцентировал внимание на том, что в условиях санкций бизнес особенно должен быть защищен от необоснованного преследования. И хотя речь шла, прежде всего, об уголовных делах, это же справедливо и для гражданской и административной отрасли права. Ведь затянувшиеся земельные споры или длительное обжалование одной «бумажки» может привести к срыву крупного проекта. И остается надеяться, что позиция высшего руководства страны и понимание со стороны властей Свердловской области и Екатеринбурга позволят инвесторам реализовать те проекты, которые направлены на благо всей российской экономики.