Мошенники реализуют свои схемы, взывая к высоким чувствам свердловчан

Телефонные и компьютерные мошенники совершенствуют тактику обмана. В результате на их схемы попадаются даже те жители Свердловской области, что ранее не считали себя слишком доверчивыми. Проблема в том, что в последнее время злоумышленники стали играть не только на желании граждан заработать или обезопасить свои счета, но и на представлениях о гражданской ответственности, на альтруизме, даже на патриотизме.

Мошенники реализуют свои схемы, взывая к высоким чувствам свердловчан
Полиция сняла видеоролик про мошенника. Фото: УМВД Екатеринбурга.

Телефонные мошенники стали манипулировать жертвами на более высоких чувствах (в том числе связанных с патриотизмом, с желанием пресечь деятельность неких выдуманных экстремистов, с готовностью помочь в раскрытии якобы планирующегося преступления в финансовой сфере или в области общественной безопасности).

Так жуликам удается воздействовать и на высокообразованных людей, заявил ТАСС главный внештатный специалист по психотерапии свердловского Минздрава, руководитель областной клиники неврозов «Сосновый бор» Михаил Перцель.

По его словам, в этом случае главный главный способ психологического сопротивления – держать в голове, что между действием, на которое тебя хотят подтолкнуть, и теми чувствами, на которые давят, на самом деле нет никакой прямой связи.

«Социальная инженерия»

Начальник УМВД России по Екатеринбургу Максим Метелица на межведомственном совещании с представителями городской прокуратуры и Администрации Екатеринбурга рассказал о профилактике и предупреждении мошенничества в сфере «социальной инженерии».

По его словам, сегодня наиболее остро стоит именно проблема раскрытия и расследования преступлений, связанных с хищением денег с помощью IT-технологий. Рост такого мошенничества обусловлен развитием цифровых сервисов, активизацией безналичных расчетов.

«Злоумышленники при помощи психологических приемов вынуждают клиентов самостоятельно проводить операции или передавать данные, которые нужны для хищения денег (номера карт, секретный код с обратной стороны карты, коды доступа к личному кабинету из смс и так далее). К примеру, если гражданин сам сообщил мошенникам данные карты или коды, то вернуть похищенные средства практически невозможно», – отметил Максим Метелица.

Начальник городского УМВД ознакомил участников встречи с тематической памяткой по профилактике мошенничества с подробной инструкцией, как избежать уловок телефонных аферистов.

Используемые схемы

О новых технологиях дистанционного мошенничества в регионе, в том числе с использованием технологий искусственного интеллекта, способах обмана граждан и вовлечении детей в преступные схемы рассказали в екатеринбургском пресс-центре ТАСС.

В столице Урала с января по февраль зарегистрировано 435 случаев преступлений, предусмотренных статьей 159 УК РФ «Мошенничество». Это на 30% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщил начальник УМВД по Екатеринбургу Максим Метелица.

Наибольшее число мошенничеств – 275 случаев – произошло в IT-сфере, здесь рост относительно прошлого года составил 27,5%. По словам Максима Метелицы, чаще всего мошенники по телефону представляются сотрудниками правоохранительных органов и просят граждан обналичить деньги, чтобы перевести их на «безопасный» расчетный счет.

На втором месте – звонки якобы от руководителя с указанием ответить на звонок от «представителя силовых ведомств» и оказать ему содействие. Также популярны схемы, когда злоумышленники выдают себя за оператора сотовой связи и говорят о важности продления договора на оказание услуг. Схема «родственник попал в ДТП» также в ходу, но на нее в основном попадаются пожилые граждане, молодежь и жителей среднего возраста так обмануть, как правило, не удается.

В последнее время появилась новая схема мошенничества, рассказал эксперт по безопасности Уральского ГУ Банка РФ Владимир Хименко. Злоумышленники, представляясь сотрудниками налоговой, отправляют на электронную почту письма с требованием предоставить декларацию о доходах и просят перейти по указанной ссылке. На странице идентификации жертва вводит ФИО, данные банковской карты и трехзначный код, после чего мошенники выводят деньги с карты.

Как часто звонят

Недавний опрос показал, что примерно 10% жителей Екатеринбурга мошенники не звонили ни разу. Еще 2% жителей жулики звонят раз в несколько лет. Главный полицейский города Максим Метелица признался, что ему никогда не звонили телефонные жулики. «Как это ни парадоксально, но не попадал я в такую ситуацию», – сказал он, отвечая на вопрос Накануне.RU.

Главе городского УМВД не звонят, вероятно, понимая, с кем могут вступить в разговор.

«Цифровой профиль у них есть, и они понимают, что лучше ему не звонить», – предположил Илья Обабков, директор института радиоэлектроники и информационных технологий Уральского федерального университета. Также он объяснил, почему мошенники почти не тревожат некоторых граждан:

«Есть категория людей, которые нигде свои телефоны и персональные данные особо не оставляли. Повезло людям – они не так в это втянуты. Во-вторых, создается некий цифровой профиль объекта, на который воздействуют. Если видно, что вы не разговаривали, не отвечали, не переводили деньги – ну и зачем на вас тратить время? Других полно».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру