Демарш ради диалога: екатеринбургская дума заблокировала поправки в бюджет

Избранники потребовали учитывать их пожелания при распределении дополнительных средств

11.06.2019 в 12:08, просмотров: 890

В Екатеринбурге произошло уникальное не только для уральской столицы, но и для подавляющего числа российских городов событие: депутаты отказались принимать поправки в бюджет. Свой неожиданный демарш народные избранники объяснили тем, что между думой и администрацией города отсутствует диалог. Не помогли протащить поправки и устрашения со стороны мэрии и ряда лояльных ей депутатов на тему того, что блокировка бюджета приведет к потере городом нескольких миллиардов рублей.

Демарш ради диалога: екатеринбургская дума заблокировала поправки в бюджет

За более чем двадцатилетнюю историю существования Екатеринбургской городской думы сложно вспомнить случай, чтобы депутаты блокировали принятие поправок в бюджет. В соответствие с уставом города разработка бюджета отнесена к полномочиям главы и администрации города, в то время как думе отводится право поддержать или не поддержать предложенный проект.

На заседании 11 июня большинство депутаты, в том числе сторонники принятия поправок, выразили несогласие с ролью статистов и призвали администрацию к использованию не только формальных процедур, но и иных механизмов согласования своих действий с муниципальным парламентом. Насколько мэрия готова пойти депутатам на встречу, покажет время до следующего заседания думы.

То, что принятие поправок в бюджет, как минимум, будет сопровождаться острыми дискуссиями, стало понятно еще на стадии предварительных обсуждений. 5 июня комиссия по местному самоуправлению не одобрила корректировки, связанные с созданием медиахолдинга стоимостью 43 млн рублей, а также со строительством мемориального комплекса, посвященного трудовым подвигам свердловчан в годы Великой Отечественной войны стоимостью 100 млн рублей.

Затем на заседании комиссии по бюджету председатель городской думы Игорь Володин пояснил, что проблема глубже, чем просто несогласие депутатов с отдельными статьями расходов. По словам спикера, депутатов не устраивает сам факт того, что поправки в главный финансовый документ вносятся без учета мнения городского парламента, как единственного выборного органа власти.

В итоге комиссия вынесла проект решения на очередное заседание. Учитывая, что поправки предусматривают привлечение нескольких миллиардов рублей из областного и федерального бюджетов, в мэрии могли полагать, что под страхом потери значительных поступлений депутаты согласятся на корректировки. Однако данный расчет, если он был, не оправдался.

Федеральные и областные миллиарды

Итоги заседания могли быть иными, если бы в нем участвовал глава города Александр Высокинский. Мэр, которого прошлой осенью дума избрала единогласно, по началу активно посещал парламентские заседания, особенно при обсуждении острых вопросов, но 11 июня он не пришел.

Выступить с докладом поручили начальнику департамента финансов Анне Турунцевой. Она пришла с «группой поддержки» из высокопоставленных чиновников мэрии, включая первого заместителя главы Александра Ковальчика, который, однако, заметного участия в обсуждении не принял.

Всего поправки предусматривали увеличение доходной части бюджета с 40,9 до 46,1 млрд рублей, расходной – с 43,08 млрд до 49,69 млрд рублей. При этом собственные доходы увеличились только на 371 млн рублей за счет изменения прогнозов по налогам и доходам от аренды. Основное же увеличение доходов связано с получением трансфертов из федерального и областного бюджетов. Соответственно, увеличение расходов также в основном связано с участием в национальных и региональных программах. Это предусматривает в том числе дополнительные 1,6 млрд рублей на комплексное освоение территории и миллиард – на строительство и реконструкцию дорог. Также поправки предусматривали 198 млн рублей на реализацию такого знакового проекта как трамвайная линия Екатеринбург – Верхняя Пышма. Что касается собственных средств Екатеринбурга, то тут дополнительные расходы планировалось направить в том числе на проектирование второй линии метро (115 млн рублей).

Учитывая значимость проектов, на которые требуются дополнительные расходы, депутат Роман Ступников поинтересовался: не пропадут ли миллиардные субсидии, если корректировки не будут приняты. Анна Турунцева подтвердила, что опасность есть, однако уже первые выступления депутатов показали, что эти доводы на них не действуют.

Музыка за бюджетный счет

Первым против принятия поправок выступил депутат Дмитрий Сергин, которого не устроило практически двукратное увеличение расходов на СМИ. Планы мэрии включали создание холдинга, в который должны войти семь районных газет.

«Власть должна освещать свою деятельность, но средства на это должны быть ограничены, а информация сухая, – пояснил он. – Ничего общего с информированием тут нет. Это пропаганда и самолюбование».

Депутат также отметил, что траты на освещение деятельности мэрии и районных администраций, могут негативно оценить в правительстве Свердловской области. Поэтому Дмитрий Сергин предложил отложить на две недели принятие поправок, а перед следующим заседанием не только доработать документ, но и запросить мнение областных властей.

Бывший конкурент Дмитрия Сергина по губернаторским выборам Константин Киселев продолжил критиковать идею создания холдинга. По его словам, содержание собственных СМИ – это непрофильная деятельность администрации  

«80 % времени радио «Город» транслирует музыку за бюджетный счет, – отметил он. – Мы боролись в прошлом созыве с тем, чтобы выделять деньги на радио, которое никто не слушает, а теперь мы снова увеличиваем расходы».

Не устроила Константина Киселева и идея издания районных газет. Во-первых, по мнению депутата, печатные издания – отмирающий вид СМИ. Во-вторых, жителей интересуют события не административного района, а их микрорайона.

«Есть огромный Ленинский район, огромный Верх-Исетский район, а Академический живет своими новостями, – привел пример депутат. – И если вы хотите выпускать газету, а она и так уже выпускается, то как вы будете делить Академический между Верх-Исетским и Ленинским районами?»

Прошелся Константин Киселев и по проекту музея тыла.

«Отдайте эти деньги труженикам, – предложил Константин Киселев. – У нас есть огромное количество музеев при заводах. Есть мемориальный комплекс возле педуниверситета. Зачем мы еще 100 миллионов будем тратить?»

«Такое ощущение, что мы говорим впустую»

Самым яростным сторонником принятия поправок в бюджет оказался Владимир Крицкий.

«Никогда мы не получали трансфертов в таком объеме, – напомнил он. – На чаше весов шесть миллиардов дополнительных трансфертов, которые в случае неосвоения нам долго никто не даст. Мы находимся в июне месяце. Те работы, на которые выделяются трансферты, имеют ограниченные сроки исполнения. Если мы не выполним летом благоустройство, строительство дорог, мы эти деньги не сможем освоить».

Бывший заместитель главы администрации Екатеринбурга Михаил Матвеев также призвал голосовать за поправки, однако предложил «вычленить» спорные статьи.

«Проведем работу, чтобы выйти на какой-то консенсус, – заявил он. – Сегодня нет оснований к тому, чтобы не утверждать поправки в бюджет, потому что непринятие поправок отдалит решение многих вопросов».

Когда уже казалось, что сторонникам компромисса удастся убедить большинство думцев, с резкой речью выступил председатель Игорь Володин.

«Я за тесное взаимодействие с администрацией Екатеринбурга, но, к сожалению, при корректировке бюджета мнения горожан не были учтены в полном объеме, – посетовал спикер. – Депутаты обратились в администрацию с пожеланиями и просьбами жителей, но они не были учтены совсем. Такое ощущение, что мы говорим впустую. Я буду голосовать против, потому что другого варианта нет, иначе администрация не слышит».

Позицию спикера поддержали 18 депутатов. За принятие поправок в бюджет проголосовало только шесть, причем шестеро воздержалось. При этом Владимир Крицкий и ряд других депутатов, поддержавших поправки, после голосования покинули зал заседания.