Чернецкий заявил, что Екатеринбург оказался в «обидной ситуации»

Сенатор – о конкуренции города и области и важности изменения закона о местном самоуправлении

Сенатор Аркадий Чернецкий на встрече с горожанами вспомнил свою работу главой Екатеринбурга и сравнил то время с сегодняшним положением муниципалитета. Он посочувствовал городам, лишившимся ряда полномочий, и заявил о важности изменения закона о местном самоуправлении с целью обеспечения муниципалитетов ресурсами. Также экс-глава пояснил логику внедренного им стратегического плана, ценность местного патриотизма и поделился секретом создания сильной команды.

Сенатор – о конкуренции города и области и важности изменения закона о местном самоуправлении
Аркадий Чернецкий. Фото: культура.екатеринбург.рф.

28 апреля в Городском библиотечном информационном центре в режиме публичного диалога прошла встреча с горожанами члена Совета Федерации и бывшего главы Екатеринбурга Аркадия Чернецкого.

Про членство в Совфеде

Работа Чернецкого в Совете Федерации продолжится, он об этом решении рассказал так: «Я пришел к губернатору и сказал: «Понимаю, что у меня возраст, уже два срока в Совете Федерации. Если я нужен области, я готов работать». Мне сказали: «Да, ты нужен». Вот и все, будем работать дальше».

О стратегическом плане

«С момента прихода в город мне важно было выявить причины, которые мешают Екатеринбургу развиваться, и обозначить пути решения. Сейчас все делается по-быстрому, а мы стратегическим планом занимались почти три года. Почему? Потому что, когда мы пытались сформулировать решения, оказывалось, что проблема всегда неодномерна», – вспоминает Аркадий Чернецкий внедрение им стратегического плана развития города.

В качестве примера он отметил туризм. При работе над стратегическим планом сотрудники горадминистрации обнаружили, что в Екатеринбурге практически отсутствует инфраструктура для внутреннего туризма. Не было качественных гостиниц, транспортных компаний, школы гидов и литературы, чтобы их учить, интересных городских маршрутов, инструментов позиционирования туристических программ города на внешних рынках.  

«Казалось бы, подумаешь развитие туристической отрасли – это же не коллайдер атомный построить. Но это настолько многопрофильная проблема, что для того, чтобы ее решить, нужно было сначала подумать о массе других не менее важных вопросов. Есть выражение: «Спрос определяет предложение». В стратегическом плане мы задали другой вектор – во многих вопросах мы сформировали предложение, и появился спрос», – рассказывает Аркадий Чернецкий и вспоминает строительство пятизвездочной гостиницы «Атриум Палас» в 1998 году, которая следующие несколько лет была лучшим региональным пятизвездочником в России.

По словам Чернецкого, муниципалитет в стратегии развития отошел от принципа измерения успеха количеством сделанного, в строительстве тех же гостиниц более важной задачей было сформировать тренд и создать механизм привлечения в эту сферу заинтересованных бизнесменов (речь шла о предоставлении специальных участков, правовых преференций и т.д.).

«Мы пошли по этому пути и делали стратегический план три года. Но он стал главным организующим документом, регламентирующим жизнь и развитие города на 20 лет, – говорит экс-глава Екатеринбурга. – Он, конечно, изменялся, но и сегодня мы продолжаем жить по нему. Самое главное – это был очень честный подход. Мы не кривили душой. Если мы не могли сориентироваться по количеству, то говорили, что нам нужно сформировать тренд».

О развитии городского патриотизма

«Когда я стал работать мэром, меня не покидало ощущение досады, что мы настолько наплевательски относимся к тому, чем располагаем. Екатеринбург по многим параметрам был не хуже, чем некоторые европейские города, где я был. Но там все себя подавали как принцы, любой заштатный город рассматривался чуть не как столица, а у нас обгадить свой город считалось едва ли не хорошим тоном. Я понимаю, что были вещи, за которые нужно было его критиковать, но злобствовать не следовало – мы жили в совершенно других условиях и возможностях, мы были нищими».

Глава города тогда поставил задачу развития «городского патриотизма». Он сам делал заявления об этом и добился появления соответствующего направления в стратегическом плане. По его оценке, перелом ситуации в сторону позитивного восприятия горожанами столицы Урала произошел во время его работы главой, а сейчас уровень патриотизма вырос еще сильнее.

«Люди посмотрели, что в мире делается, и сказали: «Ну, черт возьми, у нас все не так уж плохо!» – вспоминает Аркадий Михайлович.

По его словам, гордость за город имеет большое значение для развития экономики. Из-за равнодушного и пренебрежительного отношения к городу «утекают хорошие руки».

«Если мы видим, что какой-то злобствующий человек изливает свою желчь на город, давайте противостоять этому, разъясняя, что проблемы есть, но не надо путать мух с котлетами», – говорит он.  

Про конкуренцию между городом и областью  

Аркадий Чернецкий называет «обидным» положение муниципалитетов, лишившихся значительной части денег и полномочий, которые переходят к руководству регионов.  

«Для девяностых и нулевых годов конкурентность была полезна при условии, что она строилась на законных началах, не было злоупотребления ни с одной из сторон. Это явление для России было чрезвычайно редкое, потому что у нас, когда одна фигура недовольна другой политической фигурой, в ход вступают силовики, и они эти проблемы очень быстро разрешают. В Екатеринбурге силовики, я бы сказал, сильно не вступали. У меня была возможность сдерживать их наступление, – вспоминает он.

По словам Аркадия Михайловича, конкуренция, базирующаяся на «каких-то правилах» при наличии ресурсов у города и у области, давала положительный эффект. Экс-глава отмечает, что сегодня муниципалитетам работать сложнее, так как многие вопросы «оградили большим количеством законов и препон», и в результате руководство города часто боится принимать решения и брать на себя ответственность. Ситуация усугубляется тем, что у городов стало меньше денег, и они находятся в большей зависимости от региона, чем было раньше.  

«Я мог выживать без области, у меня был собственный бюджет, отношения с бизнесом, который работал для решения социальных проблем, а сегодня власть в регионе сконцентрирована в руках губернатора. Эта ситуация повсюду. Муниципалы позиции теряют, их вытесняют на периферию и оставляют им трудоемкую и не очень престижную часть: уборку, ЖКХ и так далее. Даже из социальной сферы их вытесняют. У нас уже и здравоохранение передано в регион».

По оценке Аркадия Чернецкого, многие города действительно не обладают компетенциями, кадрами, ресурсами для качественного выполнения своего функционала. При таких раскладах передача части полномочий в регион уместна, но для Екатеринбурга и подобных ему городов складывается «обидная» ситуация, так как столица Урала располагает сильными кадрами и способна обеспечить свои потребности финансово, при ином распределении ресурсов.

Аркадий Чернецкий на встрече с жителями Екатеринбурга. Фото: культура.екатеринбург.рф.
 

О расселении из аварийного и ветхого жилья

В качестве куратора программы расселения граждан из ветхого и аварийного жилья в Совете Федерации Аркадий Чернецкий рассказал, что до 2008 года этот вопрос почти не решался, более-менее серьезная, по его словам, программа появилась в 2012 году. Рамках программы членам Совфеда удалось скорректировать процент регионального финансирования, добившись соотношения 50 на 50, а по бедным регионам до 80% в пользу федерального финансирования.

В 2017 году первая программа завершилась, затем началась вторая – на 2019 – 2024 годы. По ней предусмотрено расселение около 10 млн кв. м. аварийного жилья. В первые два года программа перевыполняется почти в два раза. Общий объем финансирования – более 430 млрд руб., ранее таких цифр не было.

По словам Аркадия Михайловича, в целом сегодня вопросы реализации программы в Екатеринбурге решаются очень легко.

«В чем есть подводные камни? У нас большое количество жилья было не зарегистрировано как аварийное, – говорит сенатор. – Это произошло потому, что поставить жилье как аварийное – значит сразу попасть под прокуратуру, и надо его немедленно сносить. У властей тогда сносить было не на что. Сейчас в очереди стоят те, кто был зарегистрирован на 1 января 2017 года, а уже после этой даты появилась почти такая же очередь. Сейчас нужно добиться, чтобы это была постоянно действующая программа. Я думаю, что мы эту проблему сможем решить».

Про льготную ипотеку

Аркадий Чернецкий говорит, что программа льготной ипотеки сыграла в 2020 и 2021 году положительную роль, с ее помощью удалось поддержать строительный комплекс. Однако сегодня против этой программы выступает Центробанк, считающий, что за счет нее произошел рост стоимости недвижимости.

«Они боятся, что будет надут знаменитый пузырь и докладывают президенту, что льготную ипотеку нужно свернуть. Сейчас ситуация стабилизировалась примерно так: льготная ипотека будет, но не во всех регионах, – говорит Аркадий Михайлович. – У нас скорее всего не будет, потому что просадки строительного комплекса и серьезного снижения объема спроса нет. Но сейчас вообще ситуация изменилась, поскольку ключевая ставка меняется у Центробанка, и само понятие льготная-не льготная в ближайшее время трансформируется».

«Я бы закон о местном самоуправлении пересмотрел»

По словам сенатора, сегодня основная проблема органов местного самоуправления – это необеспеченность закрепленного за ними функционала ресурсами, которыми они по закону располагают. Это разница, по словам, Аркадия Михайловича, достигает «громадных масштабов». Если бы такого дисбаланса не было, от муниципальных чиновников требовалась бы только добросовестность, а в сложившейся ситуации им постоянно приходится «изобретать велосипед».

По его словам, отчасти сегодняшнее перераспределение функционала между органами местного самоуправления и регионами можно понять, так как муниципалитеты очень разные, не все располагают потенциалом и ресурсами.

«Люди не должны страдать из-за того, что они живут, условно говоря, в Кургане, а не в Екатеринбурге», – говорит Аркадий Чернецкий. Но тут же добавляет: «Я бы закон о местном самоуправлении пересмотрел».

«Возможно, это нехорошо звучит по отношению к собственному дитю – я принимал активное участие в создании 131 закона – но, честно говоря, нас тогда просто обманули. Мы сделали закон из понимания: вот компетенции, а вот на эти компетенции ресурсы. Нам компетенции дали, а ресурсов нет. Сегодня уже на многое смотрят по-другому, идет доработка этого закона, но в ближайшее время мы еще будем с ним жить. Максимум, что можно сделать, – более справедливое распределение доходов, чтобы на функционал, выполняемый органами местного самоуправления, деньги были выделены», – заявил Аркадий Михайлович.  

Пожелания администрации Екатеринбурга

«Я всегда с большим уважением относился к тому, что делали мои предшественники. Более того, я в свое время завел грустную, но для всех очень понятную традицию: два раза в год мы собирались на кладбище у могилы Шаманова Павла Михайловича и вспоминали о тех людях, которые внесли свой вклад в развитие города – обходили все могилы, которые там были. Я очень хотел бы, чтобы эта традиция продолжалась», – говорит бывший глава Екатеринбурга.

Аркадий Михайлович поделился управленческим секретом в построении команды. Он никогда не назначал заместителей, которые в своей сфере не были бы более компетентны, чем сам глава города. Также руководитель должен учитывать человеческий фактор – характер своего сотрудника, чтобы эффективно использовать его плюсы и минимизировать минусы.

«В команде должны быть обязательно ровные отношения, – говорит Аркадий Чернецкий. – Лидер должен четко ставить задачу и в рамках этих задач давать свободу сотрудникам. Пытаться все делать за них – бесполезно: ты сам замучаешься и работать людям не дашь. Вот на таких принципах я желаю работать нынешней команде».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру