Было просвещение, пришло разрушение: Екатеринбургские застройщики уничтожают советский модернизм

О судьбе нескольких важных для города зданий брежневского периода

В 21 веке архитектура Екатеринбурга пострадала не только от демонтажа и «бульдозерной» реконструкции объектов XIX и начала XX веков. Серьезной и пока неоцененной деструктивной работой стала перестройка объектов «брежневского» советского модернизма (совмод). К счастью, бульдозеры тут не понадобились, ведь бетонные сорокалетние здания были сделаны на совесть, и могли простоять без реконструкции еще сотню лет. Это объекты просто изуродовали — с помощью стекла, панелей из алюминия, перестройки фасадов и входных групп. В результате город во многом потерял своё лицо. Сегодня мы расскажем о том, какой вклад в этот процесс внес всего один городской застройщик.

О судьбе нескольких важных для города зданий брежневского периода
На фото видно, что бывший Дом политпросвещения (Театр Эстрады) являлся частью модернистского архитектурного ансамбля. Этот ансамбль по решению свердловского правительства был уничтожен с помощью компании "Атомстройкомплекс". Фото photo.qip.ru.

Дом политпросвещения Свердловского обкома КПСС (ул.8 Марта, 15) построили в 1970 году по проекту архитектора Заславского. Это здание было одним из самых ярких свердловских объектов бетонного модернизма, символом нового современного Свердловска. С 1996 года здесь располагается Уральский государственный Театр Эстрады. В 2006 году компания «Атомстройкомплекс» завершила реконструкцию Театра Эстрады, которая фактически уничтожила все достоинства брежневского архитектурного объекта.

Фото estradaural.ru.


Перестройка бывшего Дома политпросвещения разрушила не только этот ценный объект, но и целый архитектурный ансамбль. Слева от Театра Эстрады располагается шестиэтажное офисное здание, возведенное еще советскими архитекторами и строителями в 1991 году и стилистически соответствующее Дому политпросвещения. Эти два объекта, по сути, занимали целый квартал в центре Екатеринбурга и делали этот квартал цельным и художественно ценным. Более того, данный ансамбль стилистически подкреплялся расположенным через дорогу знаменитым домом быта «Рубин», ярким объектом совмода. Все было красиво. Пока не пришел «Атомстройкомплекс».

После реконструкции Театр Эстрады стал цветным и блестящим, но это уже совершенно другое здание. Фото estradaural.ru.

Реконструкция театра уничтожила исторический облик здания. Один из основных элементов, формирующих стиль модернистских зданий 70-80-х годов прошлого века, — это бетонные ребра, которые часто белили, а иногда оставляли сыробетонными. Бетонное ребро для такой брежневки — это почти как капитель для античной архитектуры.

 

Вряд ли кому придет в голову закрыть античные капители стеклопакетами. Но «Атомстройкопплекс», по сути, поступил со стенами театра именно так, предварительно серьезно исказив внешний вид рёбер. Верхнюю часть здания покрыли «новомодными» алюминиевыми панелями, так же поступили и с входной группой, добавив в нее элементы хайтека, что противоречит изначальному архитектурному замыслу.

 

Сегодня застройщик мог бы уже не вспоминать лишний раз перестроенный 12 лет назад Театр Эстрады и не компрометировать себя упоминанием о разрушении архитектурного наследия. Но нет! «Атомстройкомплекс» продолжает гордиться своим деянием.

27 июля 2018 года на официальном сайте компании вышла статья «Атомстройкомплекс»: компания, изменившая город». Первым же достижением из числа тех, что было не стыдно показать иностранным гостям ЧМ-2018, застройщик называет результат реконструкции Дома Политпросвещения.

 

Бахвальство и незнание истории

 

Мало того, что пиар-служба застройщика хвалится разрушением фасада бывшего советского Дома политпросвещения, она еще и демонстрирует непонимание архитектурных стилей, незнание истории застройки Екатеринбурга. «Построенное в 1935 году здание Дома Политпросвещения мало подходило для театральной жизни», — говорится в статье на официальном сайте компании. О чем это? Как можно отнести бетонный брежневский модернизм к тридцатым годам?

На сайте "Атомстройкомплекса" (atomsk.ru) сообщается, что здание 1970 года было построено в 1935 году. Какое уж тут уважение к стилю?

Судя по всему, строители перепутали подвергшееся реконструкции здание с Домом актера. Указанный особняк был построен в 1890 году, а с 1935 года в нем действительно располагался Дом политпросвещения.

Борьба с «невзрачными постройками»


«Атомстройкомплекс» в своей деятельности руководствуется принципом социальной ответственности бизнеса перед обществом», — говорится на сайте компании. Как нам кажется, бережное отношение к архитектурному наследию своего города — это тоже часть социальной ответственности. К сожалению, этим АСК отличается не всегда.

Довольно спорным, например, является пристрой к зданию «Рубина», хотя в данном случае у застройщик показал большее понимание стиля, чем при реконструкции Театра эстрады. В компании даже признали, что «Рубин» — один из примеров архитектуры в стиле «модернизм» (почему то же самое не сказать про Театр эстрады?), правда, тут же назвали его «невзрачной постройкой».

Великолепную советскую мозаику в холлах и залах ТЮЗа "Атомстройкомплекс" закрыл типовыми "современными" стройматериалами. Хорошо еще, что не разрушили. Фото uralinform.ru.

Масштабная реконструкция екатеринбургского ТЮЗ тоже прошла не без эксцессов. Внешний вид здания «Атомстройкомплекс» сохранил. Уже через год со стен начала отваливаться плитка, но это, мелочи. Более серьезная претензия касается внутреннего пространства театра.

По какой-то причине со стен здесь исчезли советские мозаики. Как и в случае с фасадами брежневок, их не уничтожили без возврата, а просто закрыли современными строительными материалами, превратив театр в дорогое и стильное, но лишенное истории помещение.

Застройщики — как большевики

 

Недавно в интервью порталу E1.Ru, урбанист Илья Варламов критикуя «евроремонт» объектов советского модернизма в Екатеринбурге, заявил: «Я воспринимаю это как временную консервацию, пока не придут более развитые цивилизации. Это могут быть наши дети, которые будут умнее и ответственнее нас, которые будут ценить историю и культуру России, начнут восстанавливать это все. Это, знаешь, как приходили в храмы большевики и закрашивали фрески краской. С одной стороны, конечно, это варварство и кошмар. С другой — спасибо, что они их закрасили и потом под слоем краски мы эти фрески нашли и начали восстанавливать. Они ж могли их, например, отскоблить, еще как-то испортить!»

 

Нужна очистка

 

Сегодня жителям Екатеринбурга, которые ценят архитектурное наследие советских архитекторов, остается ждать, когда «развитые цивилизации» действительно придут к власти в городе и регионе. Вряд ли стоит рассчитывать, что это произойдет скоро, и что все изуродованные «евроремонтом» объекты (гостиница «Свердловск», ККТ «Космос» и т. п.) приобретут первозданный вид. Но некоторые здания очистить от «налипших» на них «современных» фасадов вполне реально.


Пожалуй, проще всего привести в порядок здание бывшего партийного архива на Пушкина, 22 и так называемый Дом-баян (Уральское ГУ Центроанка РФ на Щорса, 86). Не так сложно избавить от недавно уложенной плитки екатеринбургский цирк. И, пожалуй, самым принципиальным вопросом для городской общественности и журналистов сегодня является очистка от стекла и металла фасада Театра Драмы. Это событие могло стать знаковым в деле сохранения архитектурного наследия совмода не только в Екатеринбурге, но и в других крупных городах России.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру