Сколько денег проехали: общественники и депутаты – о реальных и мифических переплатах по Екарте

Стоимость проезда в общественном транспорте Екатеринбурга могла быть ниже на 4-6 рублей, если бы АО «И-Сеть», обслуживающая Екарты, не забирало слишком много денег. Об этом заявили член Общественной палаты Екатеринбурга Екатерина Петрова и председатель гордумы Игорь Володин. В ближайшее время проверкой обоснованности сегодняшней цены на билет (32 рубля – метро, 28 рублей – остальной транспорт) займется городская Счетная палата. Мэрия этим энтузиазмом удивлена, а журналисты отмечают, что у общественников серьезная путаница в цифрах.

Сколько денег проехали: общественники и депутаты –  о реальных и мифических переплатах по Екарте
Фото: static.ekburg.tv

18 ноября Екатеринбургская городская Дума сообщила, что спикер Игорь Володин после обращений граждан с просьбами проверить обоснованность сегодняшних цен на проезд в общественном транспорте провел ряд консультаций с экспертами, благодаря чему выяснилось, что есть вопросы, требующие детального финансового изучения.

«Главный из них – сопутствующие платежи, которые закладываются операторами за свои услуги при каждой транзакции. Они необоснованно завышены: по предварительным данным это 4-6 рублей. Учитывая, что в месяц по картам проезжает порядка 10 миллионов пассажиров, то их наценка получается слишком высокой. Это наводит на мысль о целесообразности отказа от услуг таких операторов или проведения новых торгов, что позволит снизить стоимость проезда в общественном транспорте уральской столицы ориентировочно на 20%», – сообщается на сайте гордумы.

До отъезда в рабочую командировку Игорь Володин поручил Счетной палате города Екатеринбурга проанализировать данный вопрос. 18 ноября эксперты палаты подтвердили необходимость проведения тщательного аудита и внесли его в план своих проверок (будет опубликован на сайте после 15 декабря).

Последнее повышение цены проезда в Екатеринбурге коснулось только метро: билеты в подземку подорожали до 32 рублей. Это повышение обосновывалось необходимостью модернизации поездов.

Наблюдатели тут же связали эту неожиданную активность Володина с недавним заявлением, которое сделала в социальных сетях член Общественной палаты Екатеринбурга Екатерина Петрова.

Общественница поясняет, что электронная карта, с помощью которой жители города оплачивают проезд, обеспечивает обмен данными между участниками информационного сервиса: Гортранс, пассажиры, банк и ЕРЦ (киоски Фрисби). Процессинговые услуги по этому сервису осуществляет АО «И-Сеть».

Тут же Екатерина Петрова приводит скрины финансовых документов АО «И-Сеть» за 2018 год, из которых делает вывод, что за 2018 год в компанию поступило 404 млн 407 тыс. рублей. «Если я правильно понимаю работу системы, то это и есть средства пассажиров, поступившие в качестве оплаты на электронный кошелек через платежную систему Фрисби», – комментирует общественница.

Далее она указывает, что из приведенной выше суммы компания оставляет себе выручку в 109 тыс. 994 руб. – деньги, которые остаются на счетах «И-Сети», после перевода средств в Гортранс и оплаты других расходов.

Из 110 млн рублей себестоимость услуги по обслуживанию Екарты 68 млн рублей, чистая прибыль за 2018 год – 26,5 млн рублей. «В «И-Сети» работает 31 человек, средняя ЗП у них 43800 руб. после вычетов в фонды, а если верить аудиторскому заключению, вся управленческая верхушка выписала себе краткосрочных премий на 4,5 млн рублей», – отмечает Петрова, упоминая также «прочие расходы» компании в размере почти 35 млн рублей.

«Оплатив проезд е-картой, вы отдали посредникам четверть от стоимости проезда! – пишет Екатерина Петрова. – Это 6 рублей из 23,5, которые платит ваш ребенок по пути в школу или институт. Себестоимость услуг, то есть, чисто оплата за «процессинговые услуги» «И-Сети» – 68 миллионов рублей – это 4 рубля с каждого проезда, плюс 1,5 рубля с каждого проезда – это чистая прибыль «И-Сети».

После того, как появились оценки ситуации ос стоимостью проезда от спикера гордумы Игоря Володина, общественница заявила: «Что и требовалось доказать. Даже если мои расчеты не совсем верны, другие эксперты заявили ровно о тех же 4-6 рублей переплаты».

Ситуацию также прокомментировал в Фэйсбуке экс-депутат Заксобрания и бывший директор «Спецавтобазы» Нафик Фамиев: «Екатерина Петрова молодец! Тарифы на проезд надо уменьшить на 8-10 рублей. Последние два повышения тарифа на проезд в метро в общем размере в 9 рублей уменьшили годовой пассажиропоток на 10 млн человек, оставив выручку предприятия на уровне 2013 года. Благодарю спикера гордумы Игоря Володина за реакцию. Надеюсь, депутаты гордумы возьмутся за решения этого вопроса».

Уже после появления в сети расчетов Екатерины Петровой у наблюдателей появились первые сомнения. Как отметил в Фэйсбуке журналист Алексей Остапов, информация об общем поступлении средств в «И-Сеть» в 404 млн руб. плохо соотносится с данными мэрии о 312,5 млн поездок в год. Получается всего 1,29 руб. с одного билета. Конечно, не все в городе платят Екартой, но все-таки многие, и даже кондукторы при расчете с пассажиром наличкой отбивают билет через Екарту.

«Пусть даже мы «выбросим» всех частников (что, разумеется, делать некорректно), все равно остается 186,1 млн пассажиров. И даже при таком раскладе выручка с пассажира – 2,17 руб. А так как Екарта используется и в частном транспорте, цифра реальная будет еще меньше», – рассуждает Алексей Остапов.

19 ноября агентство URA.RU сообщило, что мэрия Екатеринбурга не планирует отказываться от услуг компании «И-Сеть». По словам вице-мэра Екатеринбурга по транспорту Алексея Бубнова, через некоторое время «Екарта» может быть внедрена в Единую социальную карту, несмотря на предложение спикера Игоря Володина о проведении новых торгов.

«Я думаю, Екарта каким-то образом будет интегрирована в Единую социальную карту – это логично. Зачем бросать то, что отлично работает? – заявил Алексей Бубнов в разговоре с URA.RU.

Агентство также вспоминает цифры пассажиропотока, называя еще большую цифру – 340 миллионов поездок в год. «Из них 63% пользуются Екартой, – заявил Алексей Бубнов. – Если жители Екатеринбурга действительно переплачивают по 6 рублей за поездку, то выручка «И-Сети» должна составлять около 1,5 миллиарда рублей в год, но реальная цифра – 109 миллионов. Поэтому я не совсем понимаю, откуда взялись данные о переплатах».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру