Магистральный подход

На вопросы о работе железнодорожного транспорта в эфире радио «Эхо Москвы» в Екатеринбурге отвечают эксперты Свердловской железной дороги. Читайте текстовую версию программы на страницах «МК-Урал».

Магистральный подход
Фото: пресс-служба СвЖД

Малые вокзалы – умные вокзалы

Цифровизация и дистанционные технологии – актуальный тренд современности. Удаленно сегодня можно не только завести двигатель автомобиля, но и управлять производственными процессами. Например, в ОАО «РЖД» успешно внедряют автоматизированную систему дистанционного управления малыми вокзалами.

В пресс-службе Свердловской магистрали рассказали, что малые вокзалы, как правило, расположены в небольших населенных пунктах. И пассажиропоток имеют соответствующий. Тем не менее, на новом этапе своего развития эти объекты не только получают современную технологическую «начинку», но и вливаются в единое информационное пространство.

Контроль основных жизнеобеспечивающих функций вокзала осуществляется дистанционно из диспетчерского центра. С помощью специального программного обеспечения специалисты могут открывать и закрывать доступ в здание, регулировать работу систем отопления и освещения, пожарной и охранной автоматики, осуществлять видеомониторинг помещений и прилегающей территории. В случае необходимости диспетчер может также проконсультировать пассажиров и ответить на их вопросы посредством двусторонней аудиосвязи.

Пожалуй, внедряемую систему диспетчеризации вокзалов можно сравнить с популярной концепцией «умный дом», когда хозяин удаленно взаимодействует с бытовой техникой и различными инженерными системами своего жилища. Только в данном случае таких «домов» – десятки, а один диспетчер одновременно управляет сразу несколькими объектами. Практика показывает, что «умная» автоматика позволяет существенно повысить эффективность работы вокзалов, снизив затраты на их эксплуатацию. В перспективе на основе данной системы может быть создана единая платформа дистанционного управления всей пассажирской инфраструктурой.

На СвЖД «умными» уже стали 42 малых вокзала. К примеру, в Свердловской области это вокзалы Нижняя Тура, Реж, Билимбай, Кунара, Благодать, Таватуй и другие. В целом по стране автоматизированная система внедрена на 234 малых вокзалах. В ближайшее время к ней подключатся еще более 200 объектов, в том числе и на Свердловской магистрали.  

Автобус для железных дорог? Да, рельсовый!

Автобусы – самый распространенный вид общественного транспорта, как в городах, так и за их пределами. Но, оказывается, существуют автобусы, которые возят пассажиров по железным дорогам! Что такое рельсовый автобус, для чего он предназначен и есть ли такие на Свердловской железной дороге, журналисты узнавали в пресс-службе магистрали.

Термин «рельсовый автобус» появился в 30-е годы прошлого века, когда в некоторых странах Европы обычные городские автобусы переделывали для движения по железным дорогам. Сегодня так принято называть автомотрисы и дизель-поезда малой составности. Рельсовые автобусы могут включать в себя от одной до четырех секций. Головные вагоны – моторные. В них размещена силовая установка на основе двигателя внутреннего сгорания (как правило, дизельного). Рельсовые автобусы предназначены для пригородных пассажирских перевозок на неэлектрифицированных участках железных дорог.

В парке Свердловской железной дороги на сегодняшний день имеется несколько рельсовых автобусов моделей РА-1 и РА-2. Они используются на пригородных маршрутах с небольшим пассажиропотоком, а также для служебных поездок. А совсем недавно поступил состав новейшей модели РА-3 в трехсекционном исполнении.

Новинку отличает современный дизайн, продуманная эргономика и повышенный уровень комфорта для пассажиров. В движение состав приводят мощные, экономичные и достаточно тихие «дизели». Пневморессоры в подвеске поезда обеспечивают высокую плавность хода. Каждый вагон оборудован эффективной климатической установкой с системой очистки и обеззараживания воздуха. В салоне – мягкие сидения, широкие багажные полки, светодиодное освещение, информационные табло.

Рельсовый автобус адаптирован для нужд маломобильных пассажиров. Для удобства посадки и высадки предусмотрен подъемник для кресел-колясок, в вагонах оборудованы специализированные места и просторные санитарные модули.

Первый «свердловский» РА-3 на днях совершил тестовую поездку по маршруту Екатеринбург – Михайловский завод, где расположен природный парк «Оленьи ручьи». До конца года на СвЖД поступит еще три новых рельсовых автобуса. Наряду с привычными составами на тепловозной тяге, их планируется использовать на маршрутах Пермь-2 – Лысьва, Екатеринбург – Алапаевск и Екатеринбург – Верхний Уфалей.