Студенты и преподаватели УрФУ оценили вторую попытку перехода на «дистант»

«Со 2 ноября по 31 января до особых распоряжений УрФУ переводит учебный процесс, включая экзаменационную сессию, в дистанционный формат, предполагающий полное освоение студентами образовательных программ удаленно», – именно такое сообщение грянуло в официальном новостном источнике Уральского федерального университета. Прошел уже почти месяц после второй попытки ухода на дистант. Но увенчалась ли она успехом? Это мы решили выяснить у самих студентов и преподавателей вуза.

Студенты и преподаватели УрФУ оценили вторую попытку перехода на «дистант»
Илья Качков. Фото: Илья Качков / vk.com

Шквал эмоций: от безудержной радости по поводу второго долгожданного карантина до негодования из-за наскучившей «дистанционки» и отсутствия перерасчета стоимости обучения. Плакать или смеяться – самостоятельно решал каждый, но университет постарался сделать вторую попытку выхода на «удаленку» максимально успешной. Давайте разбираться: получилось ли у него обеспечить студентов качественным образованием, не уступающим очному?

Ответ на этот вопрос должен быть очевиден: да! Ведь сумма платы за обучение не менялась. Прошлый семестр послужил негативным примером для УрФУ, поэтому все причины дискомфорта были спешно устранены. Но студентам угодить тяжело. Даже если бы преподаватели устраивали шоу перед камерой ноутбука, пели и плясали под свою лекцию, многие молодые люди все равно проклинали бы дистант за отсутствие возможности видеть это вживую. Получается ли то, что дистанционное обучение – это палка о двух концах? Скорее да, чем нет.

Посредством небольшого социологического опроса студентов факультета журналистики Уральского федерального университета и студентов Уральского политехнического колледжа мы выявили самые распространенные мнения о том, почему первая попытка перехода на дистанционное обучение показалась им неэффективной.

Лидер мнений – отсутствие продуктивности и неорганизованность. Когда все занятия перешли в онлайн-формат, дисциплина отошла на второй план, ведь на горизонте замаячила заманчивая возможность исчезать из поля зрения преподавателя во время лекции, занимаясь своими делами, или вообще не присутствовать на ней – авось «прокатит», тем более появилась дополнительная отмазка – технические неполадки!

Второе место по праву отдано неудобствам с техникой. Во время первой волны коронавируса техническое оснащение университетов и колледжей оставляло желать лучшего. Но многие отмечают, что сейчас большинство неполадок исправлено – и это не может не радовать.

Отсутствие живого общения. Экстравертная половина студенчества изнывает от отсутствия живого общения с преподавателями и одногруппниками, в то время как интровертная тихо радуется внезапно привалившему счастью. Именно из-за деления общества надвое этот пункт занимает только третью строчку по популярности.

Абсолютное большинство опрошенных признает вторую попытку перехода на дистанционное обучение гораздо более успешной, нежели первую. Например, Уральский федеральный перешел с платформы Moodle на Microsoft Teams, что позволило сделать учебный процесс более организованным. А о том, какой была первая попытка, мы поинтересовались у Ильи Качкова – аспиранта УрФУ и преподавателя по дисциплине «Отечественная литература».

«Первый дистант был хаосом. Преподаватели не знали, что и как вообще работает (все-таки у нас много возрастных преподавателей, их сложности можно понять), студенты никак не могли собраться, чтобы не терять продуктивности. Ко второму дистанту уже готовились заранее. Уже сейчас в целом весь учебный процесс отлажен, неожиданностей толком нет. Да, не всегда удобно, но это лучше, чем просто всех разогнать по домам и объявить каникулы на неопределенный срок. Вот тогда действительно был бы повод для бунта», – поделился Илья Александрович.

Студентка 2 курса факультета журналистики Ксения Шихова рассказала нам о том, какой представляется удаленка самим обучающимся:

«Во второй раз реализовать дистанционное обучение удалось лучше, потому что и у университета, и у студентов уже появилось четкое осознание ситуации, присутствовала «натреннированность», большинство было морально готово к подобному формату обучения: учлись ошибки, была выбрана более подходящая платформа, придуман качественный формат оценки работ и проведения зачетов/экзаменов».

Но даже несмотря на то, что вторая попытка признана более удачной, дистанционный формат все равно имеет несколько весомых минусов, о которых мы также решили поинтересоваться у Ильи Качкова.

«Могу ответить и как ассистент (преподающий), и как аспирант (обучающийся), и как человек (обычный). Преподавателю тяжело вести, не видя глаз студентов. Тут не просто прихоть, а прямое «считывание» их состояния: заинтересованности, усталости, желания что-то спросить или с чем-то поспорить. Обучающимся трудно из-за усложнившейся коммуникации. Небольшая задержка в звуке очень сильно ломает возможность общения преподавателя и студентов. Получаются нелепые ситуации, когда преподаватель уже начал следующую мысль, а ты только сейчас ворвался со своим вопросом и сбил его. Как обычный пользователь могу добавить, что требования к технической оснащенности выросли и не каждый им сможет соответствовать. Среди плюсов – теперь не нужно брать ноутбук, искать аудиторию с проектором, чтобы включить презентацию. К сожалению, у нас все еще далеко не все аудитории этим оборудованы. Ну и из дома выходить не надо», – отметил аспирант.

Как ни странно, сами студенты в некоторых случаях признают такую форму обучения интересной и даже забавной. Необычный опыт вряд ли когда-нибудь повторится, поэтому можно с уверенностью сказать о том, что мы – свидетели настоящего исторического события! По поводу перспективности дистанционной формы обучения ходят легенды, а мы решили спросить об этом простого студента.

«Я искренне надеюсь, что в будущем дистанционная форма обучения станет пусть и не обязательной, но хотя бы будет широко использоваться и чаще практиковаться, а люди перестанут столь критично о ней отзываться, решительно отвергая все преимущества, которые она может предоставить!» – рассказала Ксения Шихова.

Пока одни надеются на то, что третьей попытки перехода на удаленку не будет, вторая половина общества наслаждается моментом и ненадобностью выходить из зоны комфорта. Быть может, совсем скоро переход на дистант станет добровольным, а не вынужденным – все-таки в удивительное время мы живем!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру