Достоинства
О.Е. Матюнина в статье «Модернизация системы образования в России: проблемы и перспективы» выделяет следующие положительные характеристики:
- обеспечение равного доступа молодых людей к полноценному образованию, независимо от их экономического благополучия, социального статуса, расы, пола, возраста, национальности;
- гуманизация учебных программ;
- увеличение числа образовательных учреждений; рост числа студентов в высших учебных заведениях.
От себя добавим, что явными плюсами является:
- возможность выбора из достаточно большого списка образовательных программ (как в вузе, так и в школе);
- создание комфортных условий и процесса обучения для детей с ОВЗ;
- правильно подобранная комбинация школьных дисциплин, позволяющая за 9 лет изучить практически все сферы и области жизни;
- развитие технологий и способов подачи информации, которые позволяют заниматься самообразованием.
Кто получает образование
Начальное и основное общее образование получают дети и подростки, в университете подавляющее большинство студентов – молодежь. Соответственно, изучая данную проблему, стоит опираться на мнение именно этих социальных групп, что мы и сделали.
Люди от 14 до 30 лет прошли социологический опрос, в ходе которого выяснялись основные ценности возрастной группы. По результатам, приведенным в статье Р.М. Нугаевой «Жизненные приоритеты современной молодежи», образование стоит лишь на пятом месте. В приоритете оказались семья, здоровье, материальное благополучие и друзья. Это говорит о том, что степень серьезности подхода к получению образования недостаточно велика. Люди используют время для учебы в собственных целях. Для них это способ «откосить» от армии, время, когда можно сидеть на шее у родителей, повод для невыполнения домашних обязанностей и отказа в помощи семье.
Профессиональная подготовка педагогов
В России педагогический состав стареет. Об этом свидетельствует исследование Института педагогического образования РАН по Мурманской, Ленинградской и Калужской областям, а также в городах Великий Новгород, Нижний Новгород, Петрозаводск, Сыктывкар, Тюмень и др. Всего в опросе участвовало 2383 педагога.
По результатам опроса, средний возраст учителей общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений варьируется от 47 до 50 лет, а доля педагогов пенсионного возраста значительно превосходит долю молодых специалистов.
Это приводит к тому, что образовательные программы преподносят советскими способами и взглядами. В активный оборот не входит использование интерактивных досок, электронных пособий, инновационных технологий. Педагоги не понимают, что их роль поменялась: теперь они должны не преподносить готовую информацию, а учить добывать ее.
Молодые специалисты стараются исправлять ситуацию, так как в педагогических институтах их учат по новым стандартам, согласно которым преподаватели должны:
- автоматизировать процесс обучения;
- представлять материал в мультимедийном формате (использовать фото, видео, музыку, графики, презентации);
- искать к каждому обучающемуся индивидуальный подход.
Результатом того, что подавляющее большинство педагогов составляет аналоговое поколение, становится потеря интереса молодежи к образованию.
Радикальные методы (например, увольнение пожилых сотрудников) активно не применяются, школы и вузы продолжают работать с такими педагогами. Однако преподавателей отправляют на повышение квалификации, прохождение различных курсов. Надо сказать, что это мало помогает изменить складывавшиеся годами установки преподавателей среднего и пожилого возраста.
Распространение репетиторства
Следующая проблема образования – следствие первой. Устаревшая система преподавания не усваивается молодежью, поэтому они ищут помощь на стороне. Часто школьники и студенты обращаются к непроверенным людям, которых находят в интернете, например, на «Юле» или «Авито». Иногда там предлагают услуги такие же неопытные подростки, решившие заработать. Юные педагоги не имеют документов о профессиональной пригодности, знания, которые они преподносят, могут не соответствовать действительности.
Частный репетитор не несет ответственности за качество услуги, его взаимодействие с обучающимся не закреплено официально. В этом проблема: люди платят деньги, не получая гарантий и поддерживая теневой бизнес.
С 2020 года для таких репетиторов действует правило: нужно регистрироваться самозанятыми и платить налоги. Многие бросили этим заниматься. Однако процент тех, кто продолжает работать без регистрации деятельности, велик. Борьба с этим пока безуспешна.
ЕГЭ и ОГЭ
Эти аббревиатуры снятся школьникам в самых страшных снах. И не зря. С 2001 года ЕГЭ проходил в России в качестве эксперимента, а в 2009-м стал обязательным для всех. Власти посчитали, что это значительно упрощает задачу школьникам: вместо нескольких разных экзаменов и вытягивания билетов нужно всего лишь один раз написать работу. Но с введением такой процедуры освоение образовательной программы отошло на второй план, дети превратились в роботов, которых 11 лет «натаскивают» на ЕГЭ и «гоняют» по шаблонным заданиям.
22 мая – 30 июня 2019 года комиссия Общественной палаты РФ по развитию образования и науки проводила онлайн-исследование среди школьников из 85 субъектов РФ. 84466 человек высказало свое мнение о ЕГЭ. 59,32% уверены, что это не дает объективной оценки знаний учащегося, а 44% пришли к выводу, что ЕГЭ снижает качество образования.
После отмены ЕГЭ в 2020 году из-за пандемии для тех, кто не планирует поступать в вузы, в интернете стали ходить слухи об отмене экзамена и дальше, но уже для всех. В СМИ появился комментарий председателя комитета Госдумы по образованию и науке Максима Зайцева:
«Когда в силу эпидемиологической ситуации было принято решение сократить экзаменационную кампанию, стало понятно, что ничего страшного не произойдет, если выпускник не будет его сдавать… Из года в год будем плавно выходить из этой системы…»
Была информация, что в Госдуму внесен законопроект об отмене ЕГЭи идет активное обсуждение. Однако это все слухи, достоверных данных пока нет.
Дистанционное образование
Пандемия внесла свои коррективы в систему образования: внедрять форму дистанционного обучения пришлось быстрее, чем планировалось. Это показало неготовность России к такому формату. Во-первых, образовательным учреждениям пришлось искать площадки для проведения занятий и связи с обучающимися. Выбранные варианты не были на 100% удобны: не всегда работал звук, подключалась камера, плохое соединение с Интернетом «выкидывало» учеников с электронной платформы. Во-вторых, не у каждого дома оказался компьютер, снабженный видео и аудио должного качества. В-третьих, дистанционное образование требует невероятной самодисциплины, которой лишено большинство молодежи.
За два года такой работы люди смогли приспособиться, но качество усвоения знаний страдать не перестало. Мы провели опрос среди школьников и студентов Свердловской и Тюменской областей, задав им вопрос «Чем вы обычно занимаетесь, когда слушаете пару/урок из дома?». В опросе приняли участие 56 человек, результаты расположились следующим образом: лишь 10% занимаются образованием так же, как и при очной форме, до остальных знания доходят с большими потерями.
На сегодняшний день молодежь активно осваивает предназначенные для такого формата обучения площадки (Zoom, Skype, Discord и др.), вузы разрабатывают свои программы (например, Teams). Контрольные точки проводятся с применением прокторинга (камера и микрофон отслеживают честность ученика, пока он выполняет работу). Но все это мало влияет на тех, кто не хочет получать знания, все-таки дистанционное обучение подходит только тем, кто сам заинтересован в этом.
Буллинг, взаимодействие в коллективе
Отвлечемся от процесса образования и обратимся к самим ученикам. Опираясь на статью В.В. Морозовой и Н.Ю. Макеевой «Профессиональные и образовательные траектории молодежи в современном мире», можно увидеть, что буллинг, травля, невозможность влиться в коллектив – частые явления. Причиной отшельничества может служить желание учиться, а не просто посещать занятия, желание носить яркую одежду или высказывать свое мнение. Жестокость среди молодежи прямо пропорционально количеству часов, которые молодые люди проводят в Интернете, а также воспитанию со стороны семьи.
В качестве ответа на вопрос, как решается эта проблема, приведем цитаты из вышеупомянутой статьи: «…проведение в школах системы мероприятий, целью которых является профилактика школьного буллинга, формирование умений конструктивного, межличностного взаимодействия в образовательной среде школы, развитие толерантности и эмпатии. Реализовывать такие мероприятия необходимо с помощью технологий социально-психологического тренинга, куда будут включены, помимо классных руководителей, еще и психологи, и социальные педагоги, умеющие выявлять и корректировать психосоциальные проблемы личности».
Безучастие родителей в образовании детей
«Мы отдали детей в школу, пускай она и воспитывает их!» – именно так думает часть современных родителей. Однако данная позиция неверная, разберем почему.
Семья – социальный институт, обеспечивающий первичную социализацию ребенка, передающий ценности и обучающий жить среди людей. Семья не прекращает помогать человеку и воспитывать его до последних дней. Однако существуют и другие социальные институты, которые тоже участвуют в социализации, например, школа. Она позволяет детям получить основное общее образование, сформировать мировоззрение и найти друзей. Эти два социальных института должны жить в согласии, объединять усилия. Возникает такое понятие, как родительское партнерство (помощь родителей школе).
Для того чтобы осуществлять такое взаимодействие, родители должны быть компетентны, то есть способны «организовывать социально-педагогическую работу по формированию у ребенка социальных навыков, умений и интеллекта». Партнерство бывает нескольких видов (коммуникативно-дидактическое, управленческое, экспертное, проектно-деятельностное, консультативное), но цель все равно одна: обеспечить совместное воспитание детей.
Для решения этой проблемы в России:
- Обеспечивается совместный досуг (школы проводят мероприятия, подразумевающие участие родителей. К таковым относятся «Веселые старты», тематические концерты, театральные постановки, субботники, чаепития по случаю окончания четверти/года и др.);
- Проводятся опросы и анкетирования, где родители рассказывают о своих взглядах на образовательный процесс, потребностях, желаниях;
- Родители привлекаются к управлению (создаются родительские комитеты и т.д.).
Стоит отметить, что это действительно помогает вовлечению семьи в школьную жизнь.
Итог
Мы перечислили основные проблемы, касающиеся образования в России. Их немало, но, как мы видим, часть из них решается. Наше исследование было направлено на получение ответа на вопрос: является ли образование в России проблемой? Теперь мы можем ответить, что да, является. Но это проблема не самой молодежи, а сферы образования в целом.
Отметим, что этот материал написан с опорой на социологические опросы, научные статьи и выступления научно-практических конференций.