Олег Булатов стал главой Муниципального образования Алапаевское в конце октября 2021 года. Практически сразу в администрации начались серьезные кадровые изменения. Свои места покинули руководители подразделений и все заместители главы, некоторые из которых занимали должности более десяти лет. Возможно, поначалу перестановки в администрации воспринимались положительно и на новых управленцев жители возлагали надежды.
Но теперь, когда срок полномочий Олега Булатова приближается к своему экватору, данные ожидания сложно назвать оправдавшимися. Только за первые 8 месяцев прошлого года в рейтинге муниципалитетов Свердловской области МО Алапаевское опустилось на восемь строчек. Возможная причина этого – странная кадровая политика Олега Булатова.
Среди тех, кто покинул администрацию, – заместитель главы по социальным вопросам Надежда Поземина, работавшая в командах пяти руководителей муниципалитета. В 2023 году Надежда Ивановна через газету «Алапаевская искра» обратилась к жителям района, рассказав о том, что происходит в мэрии. Как подчеркнула бывший заместитель главы, волна уходов затронула и руководителей сельских администраций.
«Когда-то имеющий свое слово Совет глав разваливается, – отмечала Надежда Поземина. – Последнее совещание у Совета с главой в этом году было только весной. Почему? – звучит вопрос от глав. Может, задают много проблемных вопросов? Или есть другая причина?»
Нет ничего более постоянного, чем временное
Сейчас в высшем руководстве администрации Алапаевского МО наблюдается парадоксальная ситуация. Все три заместителя главы работают с приставкой врио. Обязанности зама по ЖКХ, строительству, транспорту и связи исполняет Наталья Соколова, по финансово-экономической политике – Ирина Кукарских, по социальным вопросам – Светлана Молокова. Кроме того, в качестве временных работают руководители отдела межведомственного взаимодействия, обеспечения деятельности администрации Елена Климина и управления образования Ольга Подкорытова.
Если бы Олег Булатов был назначен неделю или хотя бы месяц назад, то такое количество временщиков было бы объяснимым. Но когда истекла уже почти половина срока полномочий главы, отсутствие полноценных руководителей на ключевых постах кажется тревожным симптомом. Ведь логично, что чиновник, работающий на постоянной основе, более заинтересован в качественном исполнении своих обязанностей, а с временщика, как принято считать, и спрос меньше.
Любопытно, что еще в 2019 году Дума Алапаевского МО приняла положение о конкурсном отборе на муниципальные должности. Вот только по состоянию на февраль 2024 года список постов, для занятия которых можно пройти конкурсный отбор, до сих пор не определен. А ведь через данную процедуру можно было бы найти постоянных заместителей главы.
К кандидатурам самих временщиков также есть вопросы. Светлана Молокова обязанности заместителя руководителя МО по социальным вопросам исполняет с 8 ноября 2023 года. В ее обязанности входит работа с образовательными организациями. При этом, как следует из документов прокуратуры, супруг Светланы Молоковой работает директором школы, то есть находится у нее в служебном подчинении.
С точки зрения антикоррупционного законодательства такая ситуация называется конфликтом интересов, и при ее возникновении чиновники обязаны извещать начальство. Лишь спустя полтора месяца после своего назначения Светлана Молокова уведомила Олега Булатова о наличии конфликта интересов. Официально это было сделано за несколько дней до начала прокурорской проверки, а потому может возникнуть предположение, что уведомление было направлено «задним числом». В итоге специальная комиссия решила ограничиться «рекомендациями по принятию конкретных мер».
Что скрывается за данной бюрократической формулировкой, остается только догадываться. Ответ на данный вопрос мы хотели получить у Олега Булатова. Нам удалось дозвониться до главы муниципального образования. Услышав, что ему звонят из «МК-Урал», Олег Рудольфович сказал, что он занят, и предложил перезвонить ему «часа через три». Но на последующие звонки так и не ответил.
«Универсальные» работники
Как установила прокуратура, есть конфликт интересов, имеющий непосредственное отношение и к самому Олегу Булатову. Он связан с личностью некоего А.И. Кокшина. Суть конфликта интересов не раскрывается, но, по словам местных жителей, Кокшин – близкий к семье главы человек.
Узнав, что руководитель МО Алапаевское не урегулировал конфликт интересов, городская прокуратура известила о выявленных нарушениях коллег из областной для решения вопроса о привлечении главы муниципалитета к ответственности. Теоретически, надзорное ведомство может поставить перед Думой вопрос о досрочном прекращении полномочий главы, а в случае отказа депутатов – подать соответствующий иск в суд.
Стоит отметить, что А.И. Кокшин одновременно занимает руководящие должности сразу в двух муниципальных казенных учреждениях: начальника информационного отдела МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства, строительства и обслуживания органов местного самоуправления» и начальника отдела по техническому обеспечению отказоустойчивости оборудования МКУ «Управление культуры». В прошлом он работал также инженером в одном из этих учреждений и программистом в МКУ «Расчетный центр МО «Алапаевское». Ни для нынешних, ни для прежних должностей, как установила прокуратура, квалификация Кокшина является недостаточной.
Прокуратура выдала предписания устранить нарушение. По некоторым имеющимся данным, решить этот вопрос администрация решила за счет обучения Кокшина за муниципальный счет. Связано ли это с возможной близостью к главе муниципального образования или господин Кокшин обладает какими-то уникальными способностями, неизвестно.
Возникает также вопрос, как А.И. Кокшин умудряется руководить отделами сразу в двух учреждениях? Прокуратура удовлетворилась объяснением, что данный сотрудник в обоих МКУ работает не на полную ставку. Вот только работает ли? Только в Свердловской области известно множество примеров фиктивного трудоустройства людей в бюджетные учреждения, и в данной части, возможно, прокуратуре стоило бы более тщательно изучить вопрос, а не ограничиваться объяснениями подозрительного работника и его руководителей, находящихся в служебной зависимости от главы.
По словам источников, Кокшин в прошлом также мог работать юристом на Алапаевской узкоколейной железной дороге, не имея соответствующего высшего образования. Это, отмечают источники, происходило в то время, когда директором АУЖД был Олег Булатов.
Еще одно нарушение в 2022 году прокуратура выявила после обращения депутата Госдумы Андрея Альшевских. Он обратил внимание надзорного органа на увольнение из администрации двух сотрудниц, являющихся матерями-одиночками. Помимо представления о восстановлении на работе неправомерно уволенных работниц прокуратура тогда возбудила административное дело в отношении Олега Булатова по статье 5.27 КоАП РФ.
«Универсальным» сотрудником, судя по всему, является и исполняющая обязанности начальника отдела межведомственного взаимодействия, обеспечения деятельности администрации Елена Климина. Согласно имеющимся документам, помимо данной должности она успевает также работать на полставки в ГБУ «Уральская база авиационной охраны лесов» и в Алапаевском лесхозе. Данная информация также была передана в прокуратуру.
Коммунальные проблемы
Прокуратурой также выявлены нарушения, связанные с трудоустройством Натальи Малковой на должность директора МУП «Коммунальные сети». С лета 2023 года она исполняет обязанности директора. При этом для данной должности обязательным требованием является наличие высшего технического образования, в то время как у Натальи Малковой имеется только неоконченное высшее образование, причем по социально-экономическому направлению. Кроме того, ее стаж работы в сфере ЖКХ также оказался ниже установленного минимума (пять лет).
Прокуратура еще в декабре направила Олегу Булатову представление об устранении выявленных нарушений. Вопрос, какие меры приняла администрация, «МК-Урал» также планировал узнать в ходе так и несостоявшегося разговора с руководителем муниципалитета.
Работа МУП «Коммунальные сети» также вызывает ряд вопросов. Предприятие значится ответчиком в десятках идентичных гражданских споров. Дело в том, что ранее данное предприятие занималось управлением многоквартирными жилыми домами. Затем администрация провела конкурс по выбору УК, но победившая компания так и не получила техническую документацию на дома. Именно с требованием передать ее и связаны все дела (по каждому дому отдельное производство).
В итоге стороны пришли к мировым соглашениям по каждому случаю, но исполнять его МУП не стал. А затем администрация, которая ранее не участвовала в судебных процессах, добилась отмены соглашения. Муниципальные власти решили, что прописанные в соглашении штрафы за неисполнение соглашения проделают дыру в бюджете. Но возникает вопрос, а что мешает передать документы и не доводить дело до неустойки? Ведь, в конце концов, речь идет об интересах жильцов и даже об их безопасности.
Возможное объяснение упорства МУПа и администрации можно обнаружить в истории проведения конкурса по выбору УК. Та компания, которая в итоге стала победителем, изначально не была допущена к конкурсу и подала протест в Федеральную антимонопольную службу, которая признала жалобу обоснованной.
Если бы не было разбирательств в ФАС, муниципальный жилой фонд, скорее всего, достался бы УК «Стек» семьи Софроновых. Нельзя исключать, что действия «антимонопольщиков» помешали возможным договоренностям между собственниками УК «Стек» и руководством муниципалитета. И затягивание передачи документов может рассматриваться как некая месть за то, что нынешняя УК не только заявилась на конкурс, но и подала жалобу в ФАС.
Впрочем, не исключено, что речь идет и о банальной волоките. Ранее администрация годами не могла решить вопрос с обеспечением водой жителей станции Синячиха. Как стало известно «МК-Урал», ситуацию взял под контроль генеральный прокурор России Игорь Краснов. Только после этого люди были обеспечены колодезной водой надлежащего качества.
Железнодорожное прошлое
Как уже говорилось, до избрания главой Олег Булатов был директором Алапаевской узкоколейной железной дороги. Именно в это время АУЖД из муниципального унитарного предприятия была преобразована в общество с ограниченной ответственностью. Инициатором этого процесса был именно Булатов. Свою позицию он объяснял реформой управления государственной и муниципальной собственностью, но данная аргументация не вполне корректна.
На момент, когда Олег Булатов выдвинул инициативу, закон, предусматривающий сокращение ГУПов и МУПов, еще только разрабатывался, и ликвидировать унитарные предприятия никто не требовал.
Никто этого не потребовал бы и теперь, поскольку законодательство допускает сохранение МУПов в сфере так называемых естественных монополий – то есть в тех областях хозяйства, где конкуренция в принципе невозможна. К таковым относятся и железнодорожные перевозки.
Совершенно очевидно, что АУЖД – предприятие, выполняющее социальную функцию. Будучи единственным средством связи с «внешним» миром для затерянных в лесу поселков и деревень, узкоколейка не может заниматься извлечением прибыли, что является уставной целью ООО. Более того, работа Общества без прибыли на протяжении трех лет может повлечь его ликвидацию.
То есть основания сохранить МУП АУЖД были, но зачем-то Олег Булатов решил поторопиться. В 2021 году мы предполагали, что реформа нужна была директору для того, чтобы избавиться от необходимости все крупные закупки проводить через тендерные процедуры. А некоторые из них, как, например, приобретение шпал за 15 млн рублей в 2018 году, выглядят довольно подозрительными.
При этом к самой процедуре приватизации уже тогда были вопросы. Из имеющихся в распоряжении «МК-Урал» документов видно, что должным образом не были урегулированы имущественные вопросы. Кроме того, еще до преобразования МУП в ООО были претензии прокуратуры относительно использования ведомственной котельной, не получившей лицензию.
Согласитесь, довольно странно, что руководитель муниципального предприятия, к деятельности которого немало вопросов, становится сначала депутатом, а всего через месяц – главой. Вероятно, если бы работа Олега Булатова в должности директора АУЖД получила бы в свое время должную оценку, то теперь бы удалось избежать тех странных историй с кадрами и в муниципальном ЖКХ, о которых рассказывается в этой статье.
По некоторым данным, губернатор Евгений Куйвашев в курсе некоторых ситуаций, связанных с личной жизнью Олега Булатова. Но сейчас дело обстоит гораздо серьезнее. Ведь нарушения с трудоустройством близкого человека на несколько руководящих должностей теоретически может рассматриваться не только как нарушение должностных инструкций, но и получить уголовно-правовую оценку.
«МК-Урал» будет следить за развитием событий.