Месяц назад «МК-Урал» опубликовал материал «Представители недружественного государства сохраняют контроль над крупным уральским холдингом, который расположен рядом с производством танков» (читать здесь). Мы рассказывали о парадоксальной ситуации, сложившейся во втором по численности населения городе Свердловской области. Пока одно из градообразующих предприятий, НПО «Уралвагонзавод» (УВЗ), наращивает производство новейших танков и боеприпасов для нужд ВС РФ, рядом с ним продолжают работу несколько компаний, объединенных в холдинг с общим торговым брендом «Уралхимпласт» (УХП). Бенефициарами данных предприятий химической отрасли являются фирмы, зарегистрированные в Австрии, которая за свою санкционную политику против России включена в список недружественных стран. А ключевые посты в предприятиях холдинга УХП занимают близкие родственники бывшего гендиректора Александра Гердта (ныне президент ПАО «Уралхимпласт»), который является не просто обладателем австрийского паспорта, но, и как стало известно «МК-Урал» от источников, проживает в этой стране в течение значительной части времени года.
Особое удивление вызывает тот факт, что связанное с иностранцами предприятие является поставщиком УВЗ. Более того, именно завод, чья основная продукция – танки, является крупнейшим заказчиком, то есть обеспечивает прибыль предприятия. А она только за 2023 год выросла более чем на 20 %. И несложно догадаться, что во многом этот рост связан с государственным оборонным заказом. Об этом может свидетельствовать и обзор заголовков СМИ, касающихся деятельности УХП за годы, предшествующие СВО. То его выручка падает на 260 млн рублей (2020 год), то предприятие берет кредит на 131 млн рублей для ликвидации кассового разрыва, то передает в залог банку имущество еще на 95 млн рублей. То есть, других объективных причин для роста прибыли кроме как выполнение оборонного заказа, попросту нет.
Кроме того, УВЗ перечисляет деньги за прием сточных вод предприятию «Биологические очистные сооружения химического парка «Тагил», которое на 50 % + 1 акция принадлежит все тому же «Уралхимпласту».
«Последовательно своими действиями уничтожают предприятие»
Публикация «МК-Урал» вызвала большой общественный резонанс как в Свердловской области, так и за ее пределами. Многие телеграм-каналы отметили тот факт, что, пока уральские рабочие трудятся на устаревшем оборудовании, рискуя получить ожоги и другие травмы (как это произошло, например, в 2019 году, когда в результате так называемого хлопка метанола пострадал сотрудник предприятия), прибыль достается представителям недружественной страны.
Да, формально в последние годы ПАО «Уралхимпласт» воздерживалось от выплаты дивидендов, но в предыдущие годы таковые выплачивались, и, соответственно 96,85 % из них доставались UCP Chemicals AG из Вены. Возникает резонный вопрос, а куда идут эти деньги?
Один из телеграм-каналов даже предложил сравнить, как выглядит офис UCP Chemicals AG и здание заводоуправления в Нижнем Тагиле. Офис располагается в красивом особняке в престижном районе австрийской столицы. В пешей доступности от него, отмечают телеграмеры, Венская опера, собор Святого Стефана (главный храм города), и здание Парламента – того самого, который одобряет антироссийские санкции. И для сравнения, приводится фото заводоуправления УХП в Нижнем Тагиле – типового здания в промышленной зоне. Стоит ли удивляться, что Александр Эммануилович Гердт предпочитает рабочий кабинет именно в Вене.
Одним из представителей патриотической общественности, обративших внимание на ситуацию в Нижнем Тагиле, стал президент экологического фонда «Зеленый Урал» Никита Соловьев. Никита Александрович направил обращение в Генеральную прокуратуру, текст которого опубликовал телеграм-канал «УралLive».
Общественник напоминает, что недавно федеральный канцлер Австрии Карл Нехаммер заявил о праве Украины на нанесение ударов по территории России. И в таких условиях участие австрийского бизнеса в деятельности предприятия, производящего стратегическую продукцию, выглядит как минимум неуместным, а может и вовсе представлять опасность для обороноспособности России.
«В настоящее время последовательно своими действиями [представители иностранного государства] уничтожают предприятие и наносят ущерб обороноспособности нашей страны, не проводя необходимую модернизацию десятилетиями, и, выводя чистую прибыль за границу», – пишет Никита Соловьев.
Все вышеперечисленное общественник называет достаточными основаниями для обращения акций и имущества предприятия в пользу государства и просит Генеральную прокуратуру направить в суд соответствующий иск.
Политические перспективы
По информации «МК-Урал», реакция в политических кругах, в том числе федеральных, на публикации, посвященные «УХП», также довольно бурная. И это должно быть тревожным звонком для региональных и городских чиновников, которые с началом СВО не разорвали контакты с топ-менеджментом предприятия, то есть с наемными сотрудниками иностранных акционеров (а по уставу ПАО, именно годовое собрание акционеров назначает как генерального директора, так и его заместителей).
В феврале 2024 года «Уралхимпласт» посещали члены областного правительства: заместитель губернатора Дмитрий Ионин и министр инвестиций и развития Вадим Третьяков. С производственным процессом их знакомили Игорь Гердт (вероятно, Александр Гердт в это время находился в Австрии) и Евгений Бехтгольд. Как было озвучено в областных СМИ, предприятие с австрийскими корнями не просто продолжает получать государственную поддержку, но и претендует на новую. Более того, из слов Вадима Третьякова можно сделать вывод о том, что шансы на новые бюджетные средства у «УХП» есть.
Помимо членов областного правительства, судя по всему, желанными гостями на то ли уральском, то ли австрийском предприятии, считаются депутаты Законодательного собрания Свердловской области. Так, уже с начала СВО завод посещал Вячеслав Малых.
Насколько такие визиты и знаки внимания уместны в наши дни? Нижний Тагил является опорным городом России не только с промышленной (в том числе оборонно-промышленной), но и с политической точки зрения.
Об этом свидетельствует и то внимание, которое городу уделяет Президент Владимир Путин. Это и празднование 300-летия города в 2022 году, подготовка к которому шла в соответствии с указом главы государства. Это и визиты Владимира Путина в город, которых за последние пять лет было больше, чем в столицу Урала Екатеринбург. Это и присвоение Нижнему Тагилу звания «Город трудовой доблести».
А потому ситуация, когда крупный холдинг, производящий стратегическую продукцию, находится под иностранным контролем, может вызывать реальное беспокойство и среди высших эшелонов власти. Тем более, что Президент неоднократно призывал зарубежные предприятия, желающие продолжать работу в России, пройти перерегистрацию.
Недавно в Нижнем Тагиле проходили мероприятия, посвященные 85-летию завода «Планта», который занимается производством артиллерийских снарядов и занимает территорию в непосредственной близости от УХП и Уралвагонзавода. Жителей города мог удивить тот факт, что на них присутствовали и представители фактически иностранного предприятия «Уралхимпласт».
Кто-то выскажет опасения, что смена собственника может негативно сказаться на работе предприятия, в том числе – на выполнении государственного оборонного заказа. Однако, эти опасения выглядят надуманными. С началом СВО процедура национализации предприятий неоднократно применялась в Свердловской области и других регионах Уральского федерального округа. Во всех случаях речь идет о предприятиях, от которых либо напрямую зависит выполнение государственного оборонного заказа (ОАО «Завод «Исеть» в Каменске-Уральском), либо они работают в смежных отраслях (группа ЧЭМК, представленная в Свердловской области Серовским заводом ферросплавов). Также в центре внимания государства находятся предприятия, выпускающие социально значимую продукцию (компания «Макфа»).
Ни в одном из указанных случаев передача акций в Росимущество не привела ни к остановке предприятий, ни к увольнению сотрудников. И видимых оснований полагать, что в случае с «Уралхимпластом» что-то пойдет по-другому, нет.
Впрочем, соответствующие решения должны принимать Генеральная прокуратура и суды. Пока о реакции Генеральной прокуратуры на обращение Никиты Соловьева ничего не известно. В свою очередь «МК-Урал» также планирует обратиться в надзорное ведомство с собственным заявлением по данному вопросу. Кроме того, в ближайшее время мы осветим тему влияния «Уралхимпласта» на экологию Нижнего Тагила. Думается, что эта проблема близка каждому жителю города.