«МК-Урал» продолжает освещать ситуацию, связанную с деятельностью группы предприятий, объединенных брендом «Уралхимпласт». Напомним, что в середине 1990-х годов завод УХП, созданный во время Великой Отечественный войны, был не просто приватизирован, но и стал собственностью компании из Австрии (читать здесь).
В то время такое решение могло еще показаться закономерным, поскольку отечественная промышленность, резко перешедшая на рыночные рельсы, остро нуждалась в инвестициях, в том числе, иностранных. Но вот то, как это произошло, вызывает вопросы. В архивах федеральных СМИ имеются материалы за 1995 год. И уже тогда авторы говорили, что химический гигант продан «за бесценок». При этом цена не называется. Сообщается лишь о неких обязательствах по инвестированию в производство одного миллиона долларов. Напомним, что чистая прибыль ПАО «Уралхимпласт» за 2023 год составила 624 млн рублей, что примерно эквивалентно шестью миллионам долларов. То есть годовая прибыль в несколько раз больше, чем сумма обещанных инвестиций.
Что касается наших дней, то в условиях Специальной военной операции и связанных с ней санкций, контроль над стратегически важным производством (а львиная доля поставок пластмассы, напомним, приходится на производителя танков и другой военной техники, НПО «Уралвагонзавод») со стороны компании из недружественной страны выглядит, мягко говоря, неуместным. В связи с этим редакция «МК-Урал», как и обещала (читать здесь), направила обращение в Генеральную прокуратура с просьбой рассмотреть вопрос о передаче акций и имущества «Уралхимпласт» в федеральную собственность.
В нынешнем материале мы рассмотрим ситуацию под другим углом. Если раньше мы рассказывали о том, что получают иностранные компании от владения промышленностью на Урале, то сегодня мы затронем, прежде всего, вопрос, а что достается от зарубежных инвесторов уральцам.
Первое место по нарушениям
Как мы сообщали в нашем прошлом материале, президент «Уралхимпласт» Александр Гердт, стоявший у истоков приватизации в 1995 году, не только является гражданином Австрии, но и проводит в этой стране значительную часть времени в году. Неудивительно, ведь Австрия входит в пятерку самых чистых с точки зрения экологии стран мира. Чего не скажешь о Нижнем Тагиле. Химический состав здешнего воздуха давно беспокоит не только местных жителей, но и федеральные власти. Не случайно еще в 2021 году город был включен в федеральный проект «Чистый воздух», направленный на снижение выбросов в атмосферу.
Ежегодно общий объем выбросов в атмосферу со стороны ПАО «Уралхимпласт» составляет порядка 400 тонн. На первый взгляд, эта цифра может казаться не очень впечатляющей, особенно на фоне «ЕВРАЗ-НТМК», отправляющего в воздух более чем по 60 тысяч тонн отходов ежегодно, но надо учитывать ряд моментов.
Во-первых, речь идет о выбросах в атмосферу, то есть отходы представляют собой газы или мелкую фракцию. И представьте, какой объем должен быть, чтобы получить цифру в 400 тонн.
Во-вторых, речь идет лишь о ПАО «Уралхимпласт». В то же время на территории так называемого «Химпарка Тагил» располагаются и другие предприятия холдинга: «УХП-АМДОР», ООО «УХП-ХА», АО «УМГ».
В-третьих, заявленные самими предприятием показатели выбросов могут быть гораздо меньше, чем на самом деле. Дело в том, что как выяснило Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, в 2022 году предприятием была недостоверно проведена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ, а при наступлении неблагоприятных метеорологических условий (а это может быть как сильный ветер, так и, наоборот, полное затишье) корректировка мероприятий по сокращению выбросов вредных веществ не проводилась.
Тогда же инспекторы выявили значительные превышения нормативов предельно допустимых выбросов по фенолу, формальдегиду (2 класс опасности), взвешенным веществам (3 класс опасности) и превышение нормативов допустимых сбросов по фенолу и нефтепродуктам (3 класс опасности). Всего же по итогам того года выявлено 11 нарушений обязательных требований законодательства в области охраны окружающей среды. По данному показателю «Уралхимпласт» поделил первое место с Саумским месторождением.
Что важно, предписания и штрафы, судя по регулярности соответствующих публикаций, выявляются ежегодно на протяжении многих лет. Но, видимо, штрафы в пределах до 100 тысяч рублей не могут напугать собственников предприятия, чья годовая прибыль измеряется в сотнях миллионов рублей. А, когда источник загрязнения находится за многие тысячи километров от места твоего проживания, то и за содержание загрязняющих веществ в атмосфере, думается, беспокойства особого нет.
Токсичный мусор
Помимо нарушений, связанных с выбросами в воздух, есть вопросы и относительно складирования твердых отходов. В 2021-2022 годах в ряде СМИ появилась информация со ссылкой на Нижнетагильскую межрайонную природоохранную прокуратуру о загрязнении почвы отходами, вывезенными с территории химического парка.
Речь идет о строительном мусоре. Одно из предприятий холдинга, ООО «Уралхимпласт-Хюттенес Альбертус», как писали СМИ, задумало обновить производство смол, полностью снеся старый цех. Его остатки, а это, помимо стройматериалов и грунта еще и накопившиеся за десятилетия побочные продукты химических реакций, были свезены в заброшенный карьер в поселке Новоасбест.
Ответственность за складирование отходов понесла только администрация Горноуральского городского округа, которую обязали за счет муниципального бюджета, то есть за счет налогоплательщиков, вывести опасный мусор в другое место. Но после многочисленных акций протеста и обращений СМИ, которые выявили всю цепочку организаций, причастных к куче токсичных отходов, полиция возбудила уголовное дело, а прокуратура подала новый иск в суд. В этот раз ответчиками числились все участники схемы, включая ООО «Уралхимпласт-Хюттенес Альбертус».
Ущерб был оценен в 13 млн рублей. На эту сумму даже был наложен арест на счета ООО «Уралхимпласт-Хюттенес Альбертус», но в итоге активность граждан и СМИ не привела к желаемому результату. Иск прокурора суд оставил без удовлетворения, а чем закончилось уголовное расследование неизвестно. Даже если оно официально не закрыто, срок давности по нему уже вышел, и наказание никто не понесет.
Стоит отметить, что подавляющее число дел, где истцом выступает прокуратура, заканчиваются вынесением решений в ее пользу. И поэтому думается, что решение Дзержинского районного и Свердловского областного судов вызвало немало удивления среди жителей Горноуральского городского округа и Нижнего Тагила.
Счета за воду
В наших прошлых материалах мы сообщали, что структуры «Уралхимпласта» не только поставляют продукцию «Уралвагонзаводу», но и зарабатывают деньги, принимая сточные воды данного предприятия. Дело в том, что Восточные очистные сооружения, куда поступают отходы как УХП, так и УВЗ, управляются компанией, которая на 50,01 % принадлежит ПАО «Уралхимпласт», а остальной частью акций владеет администрация Нижнего Тагила.
Как удалось выяснить «МК-Урал», указанные сооружения строились именно для нужд «Уралвагонзавода» и социального городка рядом с ним. Более того, заказчиком строительства выступало именно это предприятие. Об этом свидетельствует, например, документ от 1977 года, подписанный директором УВЗ Иваном Крутяковым, на имя председателя Горисполкома Николая Смирнова.
Как же так получилось, что теперь УВЗ вынужден платить за фактически свои же очистные сооружения? К сожалению, переход на рыночные отношения в Нижнем Тагиле сопровождался чехардой в сфере ЖКХ, когда бывшие заводские объекты то оказывались в муниципальной собственности, то переходили частникам. Если брать конкретно Восточные очистные сооружения, то они, как напоминают СМИ, достались структурам УХП в 2006 году по цене несколько миллионов рублей. Такая сумма за стратегический объект, очевидно, не соответствует его статусу.
В результате в городе сложилась довольно странная система водоснабжения. Есть частный «Водоканал-НТ». Предприятия с аналогичным названием в других городах обычно оказывают весь перечень услуг водоснабжения и водоотведения, начиная от водозабора воды из источника, заканчивая очисткой сточных вод. Но «Водоканал-НТ» владеет лишь Западными сооружениями (обслуживают, в том числе «Евраз-НТМК»), а Восточные, как уже сказано, принадлежат дочерней структуре УХП.
В результате «Водоканал-НТ» вынужден платить ОАО Биологические очистные сооружения химического парка «Тагил» за прием сточных вод с жилого сектора. Наше внимание при этом привлекли публикации СМИ о многомиллионных спорах между данными предприятиями. Они касаются платы за превышение предельно допустимых концентраций вредных веществ.
Безусловно, система ЖКХ создает экологическую нагрузку, но не нужно быть специалистом, чтобы примерно оценить, как на природу воздействует многоквартирный дом и цех по производству пластмассы. Тем более что речь идет о превышениях марганца, ванадия, вольфрама и титана. Маловероятно, что в таких количествах данные вещества могли скопиться именно от бытовых отходов.
Подобных судебных споров, думается, можно было избежать, прояви руководство «Водоканала-НТ» в свое время волю для отстаивания очевидной точки зрения: вся система водоснабжения и водоотведения должна быть в одних руках. Ведь, в конце концов, такие тонкости, как право собственности на тот или иной объект, не должны волновать потребителя, исправно оплачивающего квитанции за воду.
Теперь же получается, что плата части жителей Нижнего Тагила поступает предприятию, которое входит в состав зарубежной бизнес-империи. А в это время сами компании, работающие на российской территории, нарушают природоохранное законодательство. Интересно, как бы вели себя структуры УХП, работай они в Австрии, то есть в стране, куда, в конечном счете, идут доходы, как от производства пластмассы, так и от приема сточных вод? Думается, что терпеть их нарушения власти бы не стали. Схема, когда доходы (в том числе и от очистных) извлекают представители одной страны (то есть венские предприниматели), а отходы производства достаются другим, очевидно, выгодна не только самим собственникам компании, но и всей Австрии и другим странам, которые, несмотря на изменения, произошедшие с начала СВО, продолжают контролировать активы в России. А потому поднятый нашим изданием вопрос о национализации предприятий, связан не только с вопросами экономики или обороноспособности, но и экологической безопасности.
«МК-Урал» продолжит следить за развитием событий.
В статье использованы фотоматериалы ИА "Все новости" и сайта "Реальный Тагил".