Напомним, что визит уральской делегации в Республику Беларусь состоялся 17-23 июня. Инициатива по приглашению семей участников СВО и КТО принадлежала МВД Республики Беларусь и спецподразделению по борьбе с терроризмом «Алмаз». Организаторами с российской стороны выступили благотворительный фонд «Ветераны Специальной военной и контртеррористических операций» и Свердловское региональное отделение Ассамблеи народов России.
Учитывая, насколько обширной была программа визита, «МК-Урал» решил подготовить не одну статью, а небольшой цикл материалов, посвященных поездке. В первой части мы рассказывали о знакомстве гостей с историей и культурой Беларуси (читать здесь), а во второй – с природой страны и ее экономическим потенциалом (читать здесь). На очереди – рассказ о том, как братский народ хранит память о Великой Отечественной войне.
Разрушительные последствия
Пожалуй, сложно найти в России человека, не имеющего хотя бы самое общее представление о защитниках Брестской крепости и белорусских партизанах. Кто хорошо запомнил школьный курс истории и/или смотрел эпопею Юрия Озерова «Освобождение», вспомнят операцию «Багратион», по итогам которой Белорусская ССР была полностью освобождена от захватчиков. Но все-таки, чтобы осмыслить вклад белорусского народа в общую Победу и цену, которую он заплатил, необходимо лично побывать в этой дружественной стране.
Потери Белорусской ССР в годы Великой Отечественной войны до сих пор являются дискуссионным вопросом. По разным данным, погибло от 2,2 миллионов до 3 миллионов человек. И это при том, что на 1941 год население Республики немногим превышало девять миллионов. Получается, что Белорусская ССР потеряла от четверти до трети жителей. Не менее 1,8 млн человеческих жертв приходится на гражданское население.
Помимо людских потерь война нанесла колоссальный ущерб инфраструктуре и историко-культурному наследию. На то, чтобы восстановить из руин города, ушли годы, а многие сельские населенные пункты восстановлению попросту не подлежали.
О цене, которую заплатил многонациональный народ Беларуси в годы Великой Отечественной напоминает и экспозиция, размещенная в минском храме-памятнике в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших. Он строился долгие 27 лет, с 1991 по 2018 годы. Сегодня в подземной части храма размещен мемориальный комплекс. Здесь покоятся останки воинов и хранятся сосуды с землей с мест боевой славы и братских могил.
Информационные стенды посвящены не только Великой Отечественной войне и другим конфликтам, но и трагедиям, случившимся уже после обретения Беларусью независимости. Это, например, два трагических случая в метрополитене. В 1999 году во время массовых гуляний внезапно началась гроза. Участники устремились на станцию метро «Немига». Началась давка, унесшая жизни 53 человек. Спустя 12 лет на станции «Октябрьская» взорвалась самодельная бомба, заложенная террористами. Погибли 15 человек, более 200 получили увечья.
После завершения экскурсии члены делегации приняли участие в литии, помолившись об упокоении павших воинов прошлых лет и за здравие ныне живущих, включая участников СВО.
Кладбище деревень
Как уже говорилось, подавляющее число жителей Белорусской ССР, погибших в годы Великой Отечественной войны, – это мирные жители. В ходе послевоенных судебных разбирательств, включая знаменитый Нюрнбергский процесс, было установлено немало преступлений, связанных с массовым убийством безоружных граждан, включая стариков и детей. Но наибольшую известность получила трагедия в Хатыни.
22 марта 1943 года каратели загнали жителей деревни в сарай, который подожгли. Все дома также были уничтожены. В огне и от пуль погибли 149 жителей, более половине из них на тот момент не исполнилось и 16 лет. Спастись удалось семерым детям и одному взрослому, Иосифу Каминскому. Сын Иосифа Адам умер у него на руках от полученных ожогов и пулевых ранений.
Сегодня на месте Хатыни находится мемориальный комплекс, который посетила и наша делегация. В ходе экскурсии уральцы узнали об истории отдельных жителей Хатыни, в том числе тех, кому удалось выжить.
«Очень сильное впечатление, – отметила после посещения комплекса Наталья Жукова. – То, что в фильмах показывают, это совершенно не то по сравнению с тем, когда в таком месте рассказывают о каждой жизненной трагедии. И хотя мы приехали в Хатынь уже немного уставшими, мы все равно старались «впитать» каждое слово».
О том, что на месте мемориала когда-то располагалась деревня, напоминают обелиски, стилизованные под печные трубы, оставшиеся от сгоревших домов. Каждый обелиск – это еще и колокольня. Колокола одновременно звонят в память о погибших жителях каждые 30 секунд.
Всего за время войны полностью или частично были разрушены порядка 13 тысяч населенных пунктов Беларуси. 186 деревень, включая Хатынь, после войны не были восстановлены. Их память увековечена на единственном в мире Кладбище деревень, являющемся составной частью мемориального комплекса. Каждая из 185 символических могил посвящена деревне, разделившей трагическую судьбу Хатыни. А названия деревень, восстановленных после полного уничтожения, высечены на памятнике «Деревья жизни».
В 2023 году к 80-летию Хатынской трагедии на территории комплекса был открыт новый музей. Он посвящен не только событиям марта 1943 года, но и в целом тому, как война и оккупация изуродовали жизнь мирных людей. Один из залов, стилизован под квартиру, покинутую хозяевами в спешке с началом войны. Визуальную картину усиливают звуки разрывов бомб. Другой зал посвящен подпольщикам – здесь располагается скульптура девушки, которую оккупанты ведут к виселице.
Самое жуткое впечатление, пожалуй, производит зал № 4. В его центре – обугленный сруб деревенского колодца, а стены стилизованы под ворота того самого сарая. Красное свечение, символизирующее пламя, добавляет реалистичности.
Погружение в 1941 год
21 июня, накануне годовщины начала Великой Отечественной войны, уральская делегация прибыла в Брест. Программа визита в этот город включала, например, посещение вагонов «Поезда Победы», который ежегодно курсирует по крупным станциям России и Беларуси, а также по местам боевой славы, с уникальной экспозицией.
В одном вагоне можно наблюдать за беззаботными пассажирами, не подозревающими о начале войны, в другом – за красноармейцами, направляющимися к линии фронта. Есть вагон, посвященный военнопленным, следующим в нацистский концлагерь.
В годы войны железнодорожники обеспечивали транспортировку солдат и техники и эвакуацию раненных, а также помогали воинам в улучшении быта. Так, один из вагонов «Поезда Победы» стилизован под «госпиталь на колесах», а другой – под передвижной банно-прачечный комплекс.
В экспозиции представлена также информация о боевых буднях экипажей бронепоездов. А еще один вагон посвящен военным преступлениям Германии и Японии.
Но, прежде всего, делегация направилась на границу с Польшей, чтобы посетить Брестскую крепость – единственное фортификационное сооружение, удостоенное звания Крепости-Героя. Уральцы осмотрели укрепления пятого форта и возложили цветы к памятнику «Жажда».
Центральным событием не только визита в Брест, но и всей поездки в Республику Беларусь, стало наблюдение за реконструкцией обороны крепости. Масштабное представление, как и война, началось ранним утром 22 июня. Символично, что в 2025 году, как и в 1941 этот день пришелся на воскресенье.
Всего в реконструкции были задействованы более 500 участников. Это жители не только Беларуси, но и Латвии, Литвы и Эстонии. Тот факт, что граждане стран, которые считаются одними из самых недружественных по отношению к России и Беларуси, приняли участие в таком мероприятии лишний раз доказывает, что заявление правительств – это одно, а отношение граждан к общей истории – совершенно другое.
Реконструкция началась с демонстрации сцен мирной жизни в гарнизоне крепости. Несмотря на спокойную и даже праздничную атмосферу лица участников, играющих роль пограничников, напряжены. И вот начинаются непосредственно боевые действия. Немецкую пехоту поддерживают танки и артиллерия, ряды защитников редеют. Они отступают. Звучат взрывы, заставляя на мгновение забыть о том, что перед тобой реконструкция, а не настоящий бой. Не случайно именно это мероприятие участники поездки назвали самым запоминающимся событием.
«Это было настолько эмоционально и реалистично, что слезы наворачивались на глаза, – поделилась впечатлениями Светлана Щербакова. – Было очень страшно, от взрывов сжималось сердце».
По мнению руководителя фонда «Ветераны СВО и КТО» Сергея Павленко, очень важно, что дети участников Специальной военной операции и контртеррористических операций прошлых лет смогли посетить Беларусь и прикоснуться к истории Великой Отечественной войны.
«Сегодня я видел их слезы, видел эмоции, видел, как они перенеслись в 1941-1945 годы и провели параллели с сегодняшними событиями, – сказал Сергей Александрович. – Я уверен, что они расскажут об этом своим близким, родным, друзьям и донесут до них мысль о том, что события тех лет не должны повториться, а память о героях Великой Отечественной войны должна быть всегда жива в наших сердцах».
Важным итогом поездки стало и то, что ранее незнакомые друг другу семьи участников СВО за неделю пребывания в Беларуси смогли установить по-настоящему дружеские отношения. А в нынешних условиях такое единение столь же важно, как и в годы Великой Отечественной войны.
Уважаемые читатели! На этом мы завершаем цикл материалов, посвященных визиту в Республику Беларусь. Однако в ближайшее время мы опубликуем записанное в ходе поездки интервью с Валентиной Ивановной Туркиной – мамой офицера группы «Вымпел» Андрея Туркина, погибшего при освобождении заложников в школе № 1 г. Беслана. Вы узнаете о том, что семью Туркиных связывает с Беларусью, каким был Андрей Туркин в повседневной жизни и как память о нем хранят по всей стране.