С характером Уральской горнозаводской
СвЖД подвела предварительные итоги работы в 2025 году. Так совпало, что к финалу года магистраль получила сразу две награды, отражающие признание и народную любовь. Флагманский проект ретропоезд «Уральский экспресс» получил Гран-при Всероссийской туристской премии «Маршрут года». А Свердловская железная дорога победила в народном голосовании за присвоение статуса «Достояние Среднего Урала» (проходит по инициативе Общественной палаты Свердловской области).
– Оба события – звенья одной цепи, – считает начальник СвЖД Павел Бурцев. – Ведь чуткость к традициям Уральской горнозаводской дороги, которая в 19 веке дала импульс развитию Урала и Сибири, помогает железнодорожникам 21 века преодолевать вызовы и оставаться опорой для страны.
СвЖД – достояние Среднего Урала
В 2025 году конкурс «Достояние Среднего Урала» был посвящен Году защитника Отечества и 80-летию Великой Победы. СвЖД стала победителем – за нее проголосовали почти 6 тысяч человек. Общее число участников превысило 50 тысяч.
Как отметил губернатор Свердловской области Денис Паслер, не удивительно, что Свердловская магистраль стала лидером голосования. Уральские железнодорожники всегда были примером трудовой доблести. В годы войны на их плечи легла эвакуация миллионов соотечественников, промышленных предприятий и культурных ценностей. Тысячи работников ушли добровольцами на фронт, а их место заняли женщины и подростки.
Несмотря на тяжелые условия, коллектив обеспечил бесперебойное движение поездов. Незаменимым вкладом уральских железнодорожников в Победу стали бронепоезда. На Свердловской дороге было создано почти два десятка таких «крепостей на колесах».
Города для жизни
Пригородные поезда в условиях роста городских агломераций обретают новую актуальность. Начальник Свердловской магистрали Павел Бурцев, выступая экспертом на общероссийском форуме «Города России», рассказал о роли электричек в повышении связанности агломераций на примере уральской столицы.
– Все мы наблюдаем, какими темпами идет процесс урбанизации. В уральской столице электрички плотно интегрированы в структуру общественного транспорта. Совместно со Свердловской областью мы провели работу по увеличению числа беспересадочных маршрутов по принципу работы Московских диаметров (МЦД). Создали маршруты беспересадочного следования по территории города, когда станция Екатеринбург-Пассажирский перестала быть конечным пунктом, – отметил Павел Бурцев.
Сегодня треть электропоездов следует через станцию Екатеринбург-Пассажирский транзитом, что позволяет пассажирам совершать «бесшовные» поездки внутри агломерации без приобретения второго билета. Железнодорожный транспорт помогает преодолевать «агломерационный разрыв»: например, пассажир из Первоуральска может следовать без пересадки до Арамиля, из Качканара – до аэропорта «Кольцово».
Важно и то, что в границах «большого» Екатеринбурга сейчас установлена единая стоимость проезда: по городскому тарифу можно добраться до любой остановки в городе, а также до таких населенных пунктов, как Верхняя Пышма, Арамиль, Косулино, Исеть, Решеты.
В 2025 году, по расчетам, пассажирооборот на СвЖД станет рекордным за последние 15 лет. За 11 месяцев с вокзалов и станций магистрали отправлено уже 31,3 млн пассажиров.
Рекордный экспорт
Со станций Свердловской магистрали в 2025 году на экспорт отправлено более 28 млн тонн грузов (рост 1,6%). При этом перевозки готовой продукции промышленных предприятий и прочих дорогостоящих грузов выросли на треть. Лидерами по динамике стали химикаты, черные металлы и грузы в контейнерах. Лидеры по объемам – черные металлы, грузы в контейнерах, удобрения.
Свердловская область по количеству отправленных по железной дороге за рубеж черных металлов вошла в тройку лидеров страны: за 11 месяцев отправлено 2,5 млн тонн. А Пермский край на первом месте по экспорту удобрений – 13,3 млн тонн (+5%).
*****
Свердловская железная дорога – это основа транспортной системы пяти субъектов Российской Федерации – Пермского края, Свердловской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Среди железных дорог страны Свердловская магистраль занимает второе место по погрузке: за 11 месяцев погружено 114,7 млн тонн.
По основным показателям входит в первую тройку железных дорог России и имеет регион обслуживания площадью 1,8 миллиона квадратных километров с населением более 10,5 миллиона человек.
Фото: пресс-служба СвЖД