Стартует ли реформа суда присяжных на Среднем Урале?

Руководство областного суда рассказало журналистам об основных проблемах

С 2018 года во всех городских округах и районах Свердловской области должны появиться суды присяжных. Под их подсудность попадают дела о бытовых убийствах и причинении смертельных травм. Для того чтобы реформа стартовала успешно, за полтора года предстоит решить ряд серьезных проблем, таких, как низкий престиж роли присяжного у населения и отсутствие необходимой инфраструктуры. Кроме того, у представителей судейского корпуса есть пожелания и к работе средств массовой информации, которые они озвучили на круглом столе, состоявшемся в Доме журналистов.

Руководство областного суда рассказало журналистам об основных проблемах

«Суд присяжных не панацея»

Встреча представителей судейского корпуса с журналистами была посвящена реформе суда присяжных. Свое мнение высказали председатель Свердловского областного суда Александр Дементьев, председатель коллегии по уголовным делам того же суда Сергей Жернов, глава Орджоникидзевского суда Александр Михайленко и заместитель председателя Ленинского суда по уголовным делам Алекандр Тараненко. Модератором выступил член правления Свердловского творческого союза журналистов, старшина гильдии судебных репортеров Сергей Плотников.

Согласно новому федеральному законодательству, с 2018 году коллегии присяжных будут рассматривать уголовные дела не только в судах субъектов Федерации, но и в районных и городских судах. Правда, рассматриваться будет ограниченный круг дел: по части 1 статьи 105 УК РФ (убийство) и части 4 статьи 111 (причинение тяжкого вреда здоровья, повлекшее наступление смерти по неосторожности). При этом в районных и городских судах вместо 12 присяжных будут работать шесть, а в судах уровня субъекта Федерации – 8. Списки присяжных для всех муниципальных образований Свердловской области начнут составляться уже в этом году. Утверждать их будет губернатор.

В начале встречи Александр Дементьев подчеркнул, что последние столь крупные реформы судебной системы происходили, когда внедрялся институт апелляции в уголовном процессе. Вместе с тем председатель областного суда подчеркнул, что не стоит переоценивать значимость расширения участия присяжных.

«Довольно часто звучат мнения, что увеличение дел, подсудных присяжных – это некая панацея, что вырастет число оправдательных приговоров. Это не совсем так, – отметил Александр Дементьев. – Например, говорят, что до революции было много оправдательных приговоров, но к этой статистике надо относиться осторожней».

По словам председателя суда, судя по статистике судебных дел, рассматриваемых в Екатеринбурге до 1917 года, касались мелких правонарушений, особенно нарушения паспортного режима крестьянами.

«Судили их такие же крестьяне, которые, понятное дело, выносили оправдательные вердикты. По убийствам же оправданий не было», – пояснил Александр Дементьев.

Что касается новейшей истории, то с 2003 года в Свердловском областном суде было рассмотрено 70 дел с участием присяжных. По четырем из них были вынесены оправдательные вердикты. При этом Александр Дементьев заверил собравшихся, что судьи, работающие по данным делам, отмечали, что согласны с присяжными и сами бы вынесли такое решение.

Недостаток желающих и отсутствие помещений

Основной проблемой расширения участия присяжных представители областного суда назвали нехватку желающих. Так, по словам Сергея Жернова, на проведение каждого процесса вызываются порядка 600 кандидатов, из которых в лучшем случае приходит 40-50. При этом до настоящего времени в качестве присяжных отбирались практически только жители Екатеринбурга и незначительное число жителей Нижнего Тагила, участвовавших в заседаниях, проводимых в постоянном судебном присутствии областного суда.

Председатель областного суда добавил, что по закону человек, один раз ставший присяжным заседателем, может в следующем календарном году вновь быть привлечен к отправлению правосудия. Между тем, большинство людей, поучаствовавших в работе коллегии, после завершения процесса просят больше их к работе суда не привлекать.

Для повышения престижности статуса присяжного к настоящему времени предпринимаются разные меры: организовываются учебные судебные процессы, в ходе которых студентам и журналистам предлагается почувствовать себя в роли заседателя. Кроме того, существуют клубы присяжных заседателей, благодаря которым люди, уже поучаствовавшие в деятельности коллегий, делятся своим опытом.

Отсутствует опыт работы с присяжными и у представителей судов. Для этого до следующего июня с судьями и сотрудниками судебных аппаратов будут проведены необходимые обучающие мероприятия.

Другая проблема, обозначенная Александром Дементьевым – готовность зданий судов. Для участия присяжных заседателей необходимо, чтобы имелся просторных зал, где можно было установить скамью для коллегии, помещение для совещания. Кроме того, желательно, чтобы присяжные вообще не пересекались с остальными участниками процесса и зрителями, для чего требуются отдельный вход в помещение и отдельный туалет для заседателей. Между тем, в настоящее время даже в Екатеринбурге не все суды готовы к приему присяжных. Что касается остальной области, то там ситуация, по понятным причинам, еще хуже. Полностью подготовить инфраструктуру необходимо к 1 июня 2018 года. У некоторых участников дискуссии возник вопрос, что будет, если где-то здание не готово.

«Значит, придется везти всех в другой муниципалитет, где есть все условия», – ответил Александр Дементьев.

«Необходим баланс»

Особый интерес собравшихся ожидаемо вызвал вопрос об освещении в СМИ уголовных дел, по которым работают присяжные. Представители судейского корпуса отметили, что дела, которые рассматриваются судами присяжных, как правило, резонансные, и широко освещаются в СМИ. Как отметил Александр Дементьев, у такой открытости есть и «обратная сторона» – среди читателей газет оказываются и потенциальные присяжные, что по сути делает невозможным их участие в деле. С внедрением присяжных в районных и городских судах данная проблема станет еще более актуальной. Как подчеркнул Сергей Плотников, чем дальше от областного центра, тем выше у местных жителей доверие к печатным СМИ.

«Нам часто указывает на то, как «у них», – отметил Александр Дементьев. – Между тем в других странах такого внимания к тяжким преступлениям нет. А в России такое ощущение от чтения СМИ, что убивают каждого второго».

Представители прессы резонно заметили, что не писать о таких преступлениях они не могут, поскольку это автоматически означает потерю аудитории, равно, как и умалчивание интересных читателю подробностей, тем более, что данные подробности публикуют пресс-службы правоохранительных органов. Кроме того, некоторые адвокаты устраивают пресс-конференции и «сливы» информации.

Александр Дементьев отметил, что с представителями прокуратуры и других официальных органов будет проведено совещания по данному вопросу.

«Между прочим, в Италии присяжных на время процесса закрывают в гостинице и не дают знакомиться с материалами СМИ. Мы не говорим, что надо делать также или не писать о преступлениях. Но какой-то баланс нужен, и нужно вместе подумать, как его можно достичь», – подвел итог дискуссии по освещению дел председатель областного суда.

«Народ у нас грамотный»

На встрече также была затронута тема возможного роста давления на присяжных заседателей в связи с сокращением скамьи. Ранее многие правозащитники и эксперты выражали соответствующие опасения. По мнению Александра Деметьева, данные опасения необоснованны.

«Все разговоры о давлении гипотетические. Да, были в стране отдельные случаи, однако это не повод судить о всей системе. По крайней мере в Свердловской области таких прецедентов не было. У нас грамотные люди с большим жизненным опытом, а ничего кроме жизненного опыта для работы присяжным заседателем не требуется», – подчеркнул он.

 

Председатель областного суда также призвал «не зацикливаться» на цифре 12, потому что научных обоснований, почему такое количество присяжных должно быть, нет. При этом Александр Дементьев напомнил, что на реализацию закона не предусмотрено дополнительных бюджетных средств, поэтому сокращение числа присяжных в областных судах позволит найти средства для создания коллегий в районных. Расходы же на присяжных немалые: за каждый день присутствия в суде присяжный получает как минимум столько же, сколько в среднем получает судья. В Свердловском областном суде эта сумма чуть больше 500 рублей.

«Когда рассылаем приглашения, люди звонят и в первую очередь спрашивают про деньги, – добавил Сергей Жернов. – Сообщаем, что выплачиваем деньги сразу после заседания».

Если у человека есть работа, то он может потребовать выплачивать ему по его среднесуточному доходу. Так, однажды один из кандидатов в присяжные предъявил справку о ежедневном доходе в 40 тысяч рублей, заявив, что «он слишком дорого обойдется государству».

«Первые горькие шаги – горький осадок»

В завершении заседания всем участникам было предложено задать еще по вопросу, либо внести предложения. В частности, прозвучали просьбы продолжить практику проведения учебных процессов с участием заседателей. Кроме того, прозвучало предложение, чтобы представители районных и городских судов сами шли в местные средства массовой информации.

Александр Дементьев заявил, что озвученные предложения будут реализованы и заверил, что судебные органы готовы к новым встречам с журналистами до начала фактической реализации реформы

«Мы с вами вместе начинаем новую историю, и от нас вместе будет зависеть, как пойдет реформа,– отметил глава областного суда в заключении. – Если первые шаги горькие, то и осадок останется горьким. Будем вместе работать».

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру