Разбираем «Преступление и наказание» на сцене ТЮЗа

28.11.2019 в 16:03, просмотров: 719

В Театре юного зрителя большой успех набирает спектакль «730 шагов» по мотивам романа «Преступление и наказание» Фёдора Михайловича Достоевского. Спектакль воссоздает атмосферу Петербурга XIX века и заставляет зрителя задуматься над вечными вопросами бытия, особенно актуальными в наши дни. В ноябре прошел очередной показ постановки. В этом материале мы детально разберем спектакль.

Разбираем «Преступление  и наказание»  на сцене ТЮЗа
Фото: uraltuz.ru/performances, Татьяна Шабунина

Спектакль «730 шагов» является одной из самых удачных театральных новинок лета 2019 года. Премьерный показ был своеобразным завершением предыдущего театрального сезона. А позже «730 шагов» был включен в программу гастролей ТЮЗа в рамках проекта «Дни Екатеринбурга в Севастополе». Режиссер-постановщик «730 шагов» и по совместительству художественный директор ТЮЗа – Григорий Лифанов.

730 шагов от квартиры Родиона Раскольникова до дома старухи-процентщицы. Именно это число шагов и стало названием спектакля. Благодаря современному взгляду режиссёра на историю романа герои становятся близки и понятны зрителю, от них невозможно оторвать глаз, ты чувствуешь, плачешь, смеешся, переживаешь историю вместе с ними, затаив дыхание до самого конца спектакля. Невероятная игра актёров, показанный со всех сторон психологизм и мрачная атмосфера Петербурга создают то самое настроение внимательной напряженности, заставляют полностью окунуться в жизнь главных героев и вместе с ними пройти этот непростой жизненный путь.

Никита Кулешов – 22-летний актер, прекрасно вжившийся в роль Родиона Раскольникова и сосуществующий со своим героем неразрывно всё представление, даёт зрителю понимание той безысходности и душевного кризиса, толкнувшего бедного студента на страшный и роковой шаг. Соню Мармеладову – кроткую, преданную и любящую девушку – играет молодая актриса Таисия Гангур. Благодаря очень точной передаче образа Сони книжная версия героини как будто оживает на сцене. А ее отзывчивость, самоотверженность и решение разделить участь Родиона Раскольниклва вызывают у зрителя чувство глубокой симпатии и сочувствия бедной девушке.

И, конечно, потрясающая игра заслуженного артиста России Олега Гетце в роли умного, проницательного и хитрого Порфирия Петровича не оставит никого равнодушным. Каждая встреча и разговор Раскольникова с Порфирием вызывают настоящую бурю эмоций, заставляют зрителя всем сердцем переживать за Родиона и его дальнейшую судьбу. Но яркая, эмоциональная и оптимистичная личность друга Раскольникова – Разумихина, роль которого сыграл Данила Кондратенко, открывает в спектакле светлые мотивы, даёт зрителю понимание многогранности жизни человека.

Декорации малой сцены, зала, музыкальное и световое сопровождение спектакля, потрясающие костюмы героев того времени только лишь усиливают вовлеченность в происходящее и погружение в Петербург Достоевского. В глубине сцены мы видим иконы, которые перечеркнуты световыми линиями – это своеобразный символ разбитого креста. Угол одной из икон отмечен светящимся крестом. Особенно важную роль играет музыкальное сопровождение спектакля, зритель слышит казачьи песни, присутствуют мотивы старинных романсов. Музыка, всюду сопровождая каждый шаг Раскольникова, словно становится героиней постановки.

Постановка «730 шагов» имеет довольно сильное сходство с романом «Преступление и наказание», но история рассказывается современным языком, максимально приближая зрителя к действительности Петербурга Достоевского и вновь поднимая перед нами вечные вопросы. Спектакль заставляет зрителя задуматься о проблеме нравственного выбора, вместе с Родионом Раскольниковым пройти этот сложный путь переосмысления самого себя, жизненных ориентиров и ценностей.

«730 шагов» стали ярким напоминанием истории романа «Преступление и наказание», ожившей в реальном времени. Хочется вновь очутиться в зрительном зале театра и прожить эту одновременно трагическую и фантастическую историю с долгожданным финалом, когда Раскольников искренне признается перед зрителями в совершенном преступлении. Но это не конец, а лишь начало нового, праведного пути в жизни героя.