Куда уходят деньги, выделяемые на детский спорт в Екатеринбурге

Источники рассказывают интересные подробности об уголовном деле директора СШ № 8 «Локомотив» Алексея Мешавкина

Вот уже больше месяца спортивная общественность Екатеринбурга обсуждает задержание директора спортивной школы № 8 «Локомотив» Алексея Мешавкина. Тот факт, что руководитель муниципальной школы оказался фигурантом дела о коррупционном преступлении, не вызвало удивления ни среди представителей тренерского корпуса, успевших с ним поработать, ни среди родителей юных спортсменов. В то же время источники «МК-Урал» полагают, что те преступные эпизоды, которые вменяются Мешавкину, – лишь малая часть сомнительных действий, совершенных руководителем «Локомотива». И администрации Екатеринбурга как собственнику имущества, находящегося под управлением спортивной школы, следовало бы провести тщательную ревизию. Но пока каких-либо решительных действий со стороны управления по физической культуре и спорту, которое возглавляет Людмила Фитина, не видно.

Источники рассказывают интересные подробности об уголовном деле директора СШ № 8 «Локомотив» Алексея Мешавкина
Алексей Мешавкин обвиняется в получении взяток в крупном размере. Фото: екатеринбург.рф.

В начале сентября «МК-Урал» опубликовал материал «Спортивная гимнастика в Свердловской области деградирует из-за политики руководства школы «Локомотив» (читать здесь). Мы подробно рассказывали о том, как за время работы директора Алексея Мешавкина школа начала утрачивать свой статус кузницы чемпионов по спортивной гимнастике.

Родители юных спортсменов жалуются на стремительно ветшающую материальную базу. Дети занимаются на ограниченном пространстве, которого недостаточно даже для нормального разбега, не хватает оборудования, а какое-то в случае поломки тренерам и родителям приходится ремонтировать самостоятельно.

Также мы рассказывали о том, что из школы уходят тренеры. Свое решение они объясняют тем, что руководство «Локомотива» не выполняет свои обязательства перед ними, а также не совсем адекватным поведением заведующего отделением гимнастики Олега Сухова.

Экстренная распродажа

С момента нашей прошлой публикации произошел ряд значимых событий. Главное из них – задержание Алексея Мешавкина, которое произошло практически сразу же после выхода нашего материала. И хотя с тех пор прошло больше месяца, от официальных представителей следственных органов информации пока не поступало. В то же время, источники «МК-Урал» рассказывают много интересных подробностей дела.

В частности, известно, что Алексею Мешавкину вменяется получение взяток в крупном размере. По версии источников, за вознаграждение, исчисляемое в сотни тысяч рублей, он предоставлял в аренду коммерсанту помещения спортшколы.

Отметим, что «Локомотив» является не автономным, а бюджетным учреждением. Соответственно, вся имущественная база находится не в пользовании, а в оперативном управлении. Соответственно Алексей Мешавкин в принципе не имел права заниматься сдачей помещений в аренду.

В итоге все движение средств по счетам было задокументировано. По имеющимся данным, деньги от бизнесмена получал заместитель Алексея Мешавкина по спортивно-массовой работе Николай Калиновский. Затем эти средства переводились директору спортшколы.

Сейчас Алексей Мешавкин находится под домашним арестом, хотя по той статье, по какой сейчас расследуется уголовное дело, ему грозит до 12 лет лишения свободы. По некоторым данным, это связано с тем, что после задержания директор «Локомотива» обещал сотрудничать со следствием и дать показания на других лиц, причастных к коррупционной схеме. Наши коллеги из Ura.ru называли в том числе имя начальника управления физической культуры и спорта администрации Екатеринбурга Людмилы Фитиной.

По прошествии месяца Людмила Николаевна по-прежнему занимает свою должность, а Алексей Мешавкин, по данным наших источников, «пошел в отказ»: начал объяснять получение денег от коммерсанта неким возвратом долга, а также говорить о том, что тратил деньги на нужды юных спортсменов. Интересно, а элитный коллекционный алкоголь, который по нашим данным тоже покупал Мешавкин после получения денег, также предназначался для детей?

С одной стороны, условия домашнего ареста, которые предполагают в том числе запрет на использование средств связи и встречи с кем-либо кроме адвоката или доктора, исключают возможность оказания давления на свидетелей, то есть сотрудников спортшколы, находящихся от него в служебном положении. Но в то же время, будучи изолированным от внешнего мира, Алексей Мешавкин, по некоторым данным, сумел найти способ продать автомобиль «Мерседес», о котором мы рассказывали в прошлой публикации, а также предпринимает попытки продать дорогостоящий коттедж в селе Кашино.

Вероятно, Алексей Мешавкин пытается избавиться от имущества, за счет которого в случае вынесения обвинительного приговора будет оплачиваться штраф (а он назначается в многократном размере от суммы взятки). Да и без штрафа дорогой автомобиль и загородная недвижимость могут быть обращены в пользу казны, если директор бюджетного учреждения не сможет доказать законность получения средств, на которые они были куплены. А их стоимость, как мы уже отмечали, мягко говоря не сопоставима с зарплатой руководителя МБУ.

Что касается Николая Калиновского, то он пока находится на свободе. В то же время нельзя исключать, что именно на него, занявший глухую оборону Алексей Мешавкин попробует переложить ответственность за сомнительные денежные операции. При этом Николай Калиновский уже уволился из «Локомотива» и, по слухам, собирается переехать из Свердловской области, для чего распродает дорогостоящее имущество, в том числе – недвижимость.

С миру по нитке

Помимо уголовного дела продолжаются и гражданские споры. Как мы рассказывали в прошлом материале, двое бывших тренеров «Локомотива» Мария Клевцова и Майя Копыльских подали иски к спортшколе, требуя погасить долги по заработной плате и по командировочным, а также выплатить премиальные, незаконно удержанные из-за несправедливо наложенных дисциплинарных взысканий.

Практика неполной оплаты труда, а также удержание части командировочных, скорее всего, не единичные случаи в спортшколе «Локомотив». Но мало кто из тренеров решается на судебные разбирательства, поскольку биться приходится не только с непосредственными руководителями, но и со всей городской системой спортивной бюрократии.

Дело в том, что, поскольку «Локомотив» является не автономным, а бюджетным учреждением, то переводом заработной платы его работникам занимается бухгалтерия управления физической культуры и спорта администрации. То есть, Людмила Фитина не могла не знать о несвоевременной выплате зарплат и удержании премий. Но никаких мер не предприняла.

На сегодняшний день Верх-Исетский районный суд завершил рассмотрение обоих гражданских дел, практически полностью удовлетворив требования тренеров (за исключением размера компенсации морального ущерба). Что интересно, сама спортшкола в итоге была вынуждена в ходе заседаний признать все дисциплинарные взыскания незаконными и отменить их.

По нашим данным, в ходе судебных разбирательств были допрошены свидетели, включая заведующего отделением спортивной гимнастики Олега Сухова. Напомним, тренеры заявляли об угрозах физической расправы со стороны своего непосредственного начальника. В суде же он фактически подтвердил, что подобный разговор с тренером был. Но почему-то никакого служебного расследования, насколько нам известно, проведено не было.

Источники также сообщают, что в суде Олег Сухов объяснил и сбор денег за занятия во время карантинных ограничений. Он заявил, что собранные финансы передавал руководству. Но на каком основании данные средства в муниципальной организации собирались вообще, ведь доступ в гимнастический зал детей, состоящих в бюджетных группах, и так оплачивается за счет казны.

«МК-Урал» вновь обратился к Олегу Сухову за комментариями, но заведующий отделением вновь предложил дождаться окончания судебных разбирательств. Хотя мы звонили уже после завершения одного из двух процессов.

Почему вопрос с выплатами тренерам тех денег, обоснованность которой ответчик все равно признал, нельзя было решить в досудебном порядке. В таком случае «Локомотив» избежал бы компенсации морального ущерба и судебных издержек.

С другой стороны, логику руководства можно понять. Майя Копыльских и Мария Клевцова, – уже бывшие работники спортшколы, и они подали иск к своему бывшему работодателю, не боясь последствий. Но вполне резонно предположить, что с необоснованным удержанием денег сталкиваются и другие тренеры. Всего в спортшколе пять отделений, в каждом из которых работает 20 наставников. А это значит, что если каждому не доплачивать по 20 тысяч рублей (именно такие суммы фигурировали в каждом из двух исков), то наберется уже два миллиона.

Не доводить ситуацию до суда могла и прокуратура, и государственная инспекция труда, куда поступали многочисленные обращения. Надзорное ведомство и ГИТ могли бы провести проверку и внести представление об устранении нарушений. Но, по нашим данным, прокуратура предпочла устраниться, выдав ситуацию за обычный трудовой спор.

При этом дело касается не только ущемления прав наемного работника, хотя и это направление Генеральная прокуратура относит к числу приоритетных. Речь идет о законности использования бюджетных средств, выделенных на выплаты указанным работникам. Как рассказывал «МК-Урал» в других материалах, зачастую прокуратура в Екатеринбурге резко реагирует на такие рядовые случаи как споры соседей относительно размещения бани (читать здесь). Но в данном случае, когда одновременно и нарушены трудовые права (как теперь установил и суд), и речь идет о расходовании бюджетных средств, прокуратура предпочитает молчать.

Равные возможности для директоров, разные условия для детей

Сейчас Майя Копыльских и Мария Клевцова работают в спортшколе «Юность». По словам родителей, вместе с тренерами перешли и большинство девочек, занимавшихся в «Локомотиве». При этом родителей очень удивила разница в работе двух муниципальных спортшкол. Если в «Локомотиве» поездка детей на соревнования ложится в основном на плечи родителей, то «Юность» берет всю оплату расходов на себя.

Отличается и оплата тренеров. В «Юности» тренеры за достижения своих воспитанников получают гораздо более существенные доплаты. Но как это объяснить? Ведь обе спортивные школы являются муниципальными бюджетными учреждениями, а значит их деятельность, в том числе выплаты, регулируется соответствующим муниципальным органом, то есть управлением физической культуры и спорта.

Вероятно, управлению стоило бы выяснить, почему одна спортшкола занимается организацией поездок детей на соревнования, а вторая перекладывает эту обязанность на родителей. С учетом возбуждения против Алексея Мешавкина уголовного дела, проверка финансово-хозяйственной деятельности в «Локомотиве» выглядит особенно необходимой.

«МК-Урал» попытался выяснить, проводились ли подобные мероприятия в спортшколе. На протяжении двух дней корреспондент не мог дозвониться до Людмилы Фитиной. Иногда телефон руководителя городского управления физкультуры и спорта был занят, но обычно звонки просто оставались без ответа.

Не гимнастикой единой

Помимо финансовых «странностей» и конфликта с тренерами, работа Алексея Мешавкина в «Локомотиве» запомнится и очень своеобразной кадровой политикой. Тот же Олег Сухов, как теперь нам сообщил источник, ранее уже уходил из «Локомотива» не по своей воле. После этого он работал в другой муниципальной спортшколе, но и оттуда был вынужден уйти. Сейчас же вновь оказался на прежнем месте. Также Олег Сухов успел поработать в Российских железных дорогах, но ушел после увольнения своего непосредственного начальника.

В свое время резонанс в тренерском сообществе вызвало решение Алексея Мешавкина назначить заведующим отделением фигурного катания Дмитрия Наумкина, который одновременно является президентом Федерации фигурного катания Свердловской области, а также учредителем и директором АНО «Спортивный клуб фигурного катания на коньках «Олимпия».

Несколько тренеров написали обращение в полицию и прокуратуру. Авторы письма отметили, что Дмитрий Наумкин не соответствует квалификационным требованиям (отсутствие диплома о высшем образовании), а совмещение им работы в Федерации, спортивном клубе и спортивной школе является нарушением.

Отдельно авторы письма проходятся по финансовой деятельности, возглавляемой Наумкиным Федерации. Тренеры отмечают, что родители в год на ребенка тратят до 88 тысяч рублей. Это и членский взнос, и участие в соревнованиях, и сдача тестов по скольжению. Но куда идут эти деньги, ни родителям, ни тренерам неизвестно.

Знакомая ситуация, не правда ли? И не было связано ли трудоустройство Дмитрия Наумкина в «Локомотив» с попытками использовать существующие в федерации фигурного катания схемы?

Впрочем, в 2022 году Дмитрий Наумкин ушел из СШ «Локомотив». Да и в областной федерации фигурного катания сейчас он занимает пост не главы, а вице-президента.

Спортивный раскол

Сейчас в родительской и тренерской среде обсуждается информация о том, что вместо Алексея Мешавкина спортшколу может возглавить Александр Топорков. Имя данного функционера часто связывают с расколом, произошедшим в свердловской спортивной гимнастике.

Сейчас в регионе действуют две организации с похожими названиями: РОО «Федерация спортивной гимнастики Свердловской области» (председатель – Максим Серебренников) и РОО «Свердловская областная федерация спортивной гимнастики» (председатель – Александр Топорков). Аккредитацию, дающую право на проведение официальных областных соревнований, имеет только первая. Чем занимается вторая, большой вопрос.

По словам источника «МК-Урал», Топорков, являющийся также директором и учредителем коммерческой спортивной организации ранее брал в аренду гимнастическое оборудование «Локомотива» для проведения платных мероприятий. При этом тренеры с бюджетными группами ездили на занятия на Эльмаш в зал, принадлежащий организации Топоркова. В то же время зал «Локомотива» использовался организацией Топоркова для проведения своих соревнований.

Зачем проводить занятия в другой части города, если у спортшколы имеется собственный зал, который используется сторонней организацией? Как передавалось оборудование и на каких условиях? Согласовывался ли данный вопрос с управлением физкультуры и спорта? И, наконец, куда шли деньги? Увы, все эти вопросы остаются открытыми.

По некоторым данным, у Александра Топоркова и Алексея Мешавкина есть и другой опыт совместной работы. Было время, когда дети из СШ «Локомотив» занимались (разумеется за деньги) в «Экспо-центре». При этом оборудование ни с кем не согласовав туда привез Александр Топорков, взяв его из зала на улице Шаумяна возле училища олимпийского резерва.

А теперь представьте, на какой уровень могут выйти все эти схемы, если Александр Топорков получит в добавок к имеющимся должностям еще и кресло директора СШ № 8 «Локомотив». Но, управлению физической культуры, подобное назначение, скорее всего, будет выгодно, поскольку такой руководитель уже знаком с принципами работы системы, в том числе и с теневыми схемами.

Впрочем, сам Александр Топорков отрицает и факт получения оборудования в аренду, и возможное назначение на должность директора «Локомотива».

«У вас очень странная информация», – смеясь, сказал бизнесмен и спортфункционер.

Впрочем, есть ли повод для смеха, вполне возможно мы узнаем в ближайшее время. В любом случае всех разговоров о нецелевых использованиях средств, выделенных на детский спорт, можно было бы избежать. Достаточно было сделать финансовую отчетность бюджетных учреждений открытой. Об этом мы говорили еще в прошлом материале. Об этом пишут тренеры и родители. Но в ведомстве, возглавляемой Людмилой Фитиной, почему-то предпочитают засекречивать данные, самостоятельно создавая почву для неприятных разговоров. Или чиновникам от спорта попросту есть что скрывать?

«МК-Урал» продолжит следить за развитием событий

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру