Утром в понедельник горожане обнаружили, что предполагаемое место строительства храма обнесено забором из тонких металлических прутьев. Внутри периметра участка выставлена охрана из сотрудников ЧОП и представителей Росгвардии.
Формально установка забора была обоснованной (хотя звучат реплики о том, что забором оказалась охвачена большая территория, чем указана в проекте строительства). В начале 2019 года гордума приняла решение отнести спорный участок в категорию земель «под религиозное назначение», в апреле участок выставили на торги. Право аренды за 3,5 млн руб. купило ООО «Храм Святой Екатерины». По истечении указанного срока арендатор сможет оформить новый договор аренды до 49 лет, либо приобрести участок в собственность.
Сидячий протест на яблоне
Несмотря на наличие у строителей оснований для установки забора, среди защитников сквера новый статус спорного участка вызвал мощное недовольство. Первые провокационные действия около 11:00 совершила активистка, называющая себя длинным именем Алена Электра Падера Смышляева. Эта жительница Екатеринбурга подошла к забору, раскачала его и опрокинула на землю сразу несколько секций.
Забежав на территорию сквера, она залезла на одну из стоящих тут яблонь и принялась записывать видеообращения странного содержания. Смысл сводился к тому, что женщина каждое утро совершает пробежки по скверу и сидит на своей любимой яблоне, а в это утро какие-то непонятные люди пытаются ее снять с этого дерева. Росгвардейцы действительно сняли Смышляеву с яблони и доставили в отделение полиции.
«Меня задержали, везут в 9 отделение полиции, я пить хочу, и у меня нет паспорта. И у меня садится телефон, – сообщила Алена Смышляева. – Я не заметила забор! Я его просто раскачала, и он упал». По ее словам, ей грозила ст. 20.17 КоАП РФ «Нарушение пропускного режима охраняемого объекта».
Случайность акции госпожи Смышляевой в соцсетях поставили под сомнение, так как на одной из записей со стороны видно, что в момент поломки забора в нескольких метрах от нее стоит фотограф и ведет съемку.
Главные агитаторы и пропагандисты
Еще до экстравагантной выходки Алены Смышляевой в социальных сетях начали распространяться призывы выйти в сквер в 19:00, после рабочего дня. В числе первых такой клич бросила активистка Полина Грейсман, которую ранее в СМИ называли волонтером Штаба Навального в Екатеринбурге. Часом позже аналогичный анонс разместил на своей странице и сам екатеринбургский штаб оппозиционного политика.
В своем воззвании к горожанам соратники Навального содержались экспрессивные, на грани с оскорблением, выпады в адрес руководителей компаний, участвующих в проекте строительства храма святой Екатерины – Андрея Козицына (УГМК) и Игоря Алтушкина (РМК), губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева и главы Екатеринбурга Александра Высокинского. Таким образом, призыв собраться в сквере выглядел не как набор лозунгов в защиту природы, а как политическая агитация.
Упомянутые оппозиционеры связаны с темой храма святой Екатерины уже давно. Конфликт вокруг идеи строительства в центре Екатеринбурга этого храма, взамен тому, что был снесен большевиками, тянется уже с 2010 года, когда горожане опротестовали проект восстановления этой церкви на историческом месте, где сегодня стоит «сталинский» фонтан «Каменный цветок». Тогда главным идеологом протеста стал будущий глава федерального штаба Навального депутат гордумы Леонид Волков. Местная епархия РПЦ после рекордно массового митинга горожан от идеи стройки храма на месте фонтана оказалась.
После долгого затишья споры вокруг «именной» церкви Екатеринбурга разгорелись с новой силой в 2017 году, когда областные власти при поддержке РМК и УГМК озвучили предложение построить храм на насыпном острове на Городском пруду. При активном участии соратников Навального в городе прошел ряд акций по «обниманию» пруда активистами. В результате власти решили отказаться от Храма-на-воде.
Через непродолжительное время возникла идея Храма-на-Драме, прозванного в народе так из-за близости предлагаемого участка строительства к областному Театру Драмы, именем которого в городе принято называть и сквер, разбитый вдоль набережной Городского пруда.
Идейными вдохновителями группы, выступающей против строительства церкви в сквере на набережной, стали Штаб Навального в Екатеринбурге и «зеленое» сообщество «Парки и скверы Екатеринбурга», в составе которого также присутствуют активисты Навального.
Формально данные структуры организаторами публичной активности протеста назвать сложно, так как ни одна из массовых акций протеста в сквере не проходила через процедуру уведомления. Акции для участников представляли как «гуляния», а не митинги и т.п. Что, впрочем, не всегда соответствовало реальному положению дел. Так, в марте 2019 года на очередной акции толпа оппозиционеров скандировала лозунги, что приближает мероприятие к формату митинга. Кроме того, накануне этого мероприятия Алексей Навальный обострил протест в Екатеринбурге, озвучив в своем облоге политические лозунги.
Упомянутые организации занимались изготовлением листовок, назначали время проведения протестных акций по теме храма, вели агитацию. Также представители этих структур подавали в местные органы власти заявление о референдуме по скверу и храму «на Драме», от проведения которого депутаты гордумы отказались.
Во второй по активности группе противников стройки храма в сквере оказались сотрудники Ельцин-Центра и руководители редакций нескольких крупных городских порталов, онлайн-ТВ, информационных агентств, совокупная аудитория которых составляет около полумиллиона человек. Таким образом, у внесистемной оппозиции, чьи собственные медиресурсы в регионе выглядят довольно скудными, в части борьбы со стойкой храма есть мощнейшая поддержка СМИ.
Кроме указанных оппозиционных сил в Екатеринбурге есть некоторое количество независимых горожан, выступающих в защиту сквера. Такие люди были и в числе собравшихся вечером 13 мая около возведенного в сквере забора. Однако ключевую роль в дальнейшем обострении ситуации, судя по всему, сыграли именно политизированные структуры.
Штурм забора
Около семи часов вечера в сквере собралось около двух тысяч человек. Около 50 минут продолжалось стояние этих граждан по периметру ограждения. Присутствовавший здесь депутат городской думы Константин Киселев, частый участник протестных акций, убеждал собравшихся не трогать забор, не делать попытки проникнуть на огражденную территорию. Однако были и другие силы.
Рядом с забором сформировали группы из нескольких десятков молодых людей, предположительно сторонников Алексея Навального. Точно идентифицировать этих лиц пока сложно, однако по наблюдению «МК-Урал», с некоторыми из них в этот момент о чем-то разговаривал Виктор Бармин, активный защитник сквера и бывший руководитель Штаба Навального в Екатеринбурге. Вскоре после этого стояния и разговоров эти активисты начали гнуть секции забора и в результате повалили его.
Некоторые время протестующие и охранявшие периметр чоповцы занимались «перетягиванием забора», однако силы оказались неравными, оппозиция вырвала фрагменты ограждения из рук охраны и заставила ее отступить к центру участка, где стояла таинственная брезентовая палатка (по некоторым версиям, внутри мог находиться закладной камень храма). Рядом с палаткой стояли и немногочисленные сотрудники полиции.
Опрокинув забор, толпа горожан стремительно заполнила площадку сквера. Отдельные активисты тут же набросились с вопросами на представителей МВД. Полицейские дали понять, что занимаются охраной общественной безопасности и именно по этой причине не будут применять в отношении собравшихся силовые методы, чтобы ситуация еще сильнее не вышла из-под контроля.
Не встретив активного сопротивления, защитники сквера принялись выражать протест на свой вкус. Некоторые ложились на траву на специально принесенные пледы. Другие устанавливали на территории палатки. В разных участках сквера включали музыку, кто-то даже танцевал. Появились и люди с акустическими музыкальными инструментами. Один из них смело уселся почти на порог палатки, которую по-прежнему охраняли сотрудники ЧОП. Полиция к тому времени площадку покинула.
Журналисты вели трансляции с места событий. Довольно часто в объективе их камер оказывались люди, которые неожиданно заявляли, что пришли сюда не защищать сквер, а в принципе выступить против политики РПЦ и планов церковного строительства независимо от выбора участка. Некоторые граждане с энтузиазмом пропагандировали атеизм. Появился плакат с лозунгом в адрес верующих, который можно расценивать как нарушение ст. 148 УК РФ.
Периодически протестующие устраивали под музыку пляски в виде хоровода вокруг палатки, окруженной сотрудниками ЧОП. Около девяти вечера вокруг сквера можно было увидеть автомобили с полицейскими и сотрудниками Росгвардии, которые на охраняемую территорию не заходили.
Полиция отправлять протестующих по домам так и не решилась. Зато, когда стемнело, на помощь сотрудникам ЧОП к палатке подошли спортсмены, в числе которых оказался знаменитый мастер смешанных единоборств Иван Штырков. На одежде у некоторых спортсменов были нашивки Академии единоборств РМК.
Ночной конфликт
После полуночи крепкие мужчины-спортсмены со стороны РМК принялись восстанавливать поваленный забор и вытеснять с площадки митингующих. Некоторые представители протестных групп активно сопротивлялись и пытались вновь повалить ограждение. Возникло несколько потасовок. Позже в адрес спортсменов звучали обвинения за избыточное применение силы, кроме того, на видеозаписях в интернете видно, что некоторые защитники стройплощадки храма грубо оскорбляют митингующих и угрожают им применением силы. Правда, из толпы так же раздавались оскорбительные выкрики в адрес спортсменов.
Кто-то распылил газовый баллон. Позже в социальных сетях обсуждали фото портала E1.Ru. на котором видно, что газ из баллона распыляет некий злоумышленник со стороны протестующих в сторону сотрудников ЧОП и спортсменов. Многие посчитали, что человек на фото - провокатор, действующий против защитников сквера.
В результате спортсмены и чоповцы вытеснили всю публику за периметр участка и восстановили ограду. Активисты по домам не разошлись и продолжали стояние в сквере до рассвета.
В ночном противостоянии приняли активное участие оппозиционный медиаменеджер и политолог Федор Крашенинников, топ-менеджер холдинга Hearst Shkulev Ринат Низамов и ряд других представителей СМИ, которые уже не первый раз появляются на акциях оппозиции не в качестве журналистов, а как активные участники. Руководители СМИ, не втянутые в активную кампанию за или против строительства храма, наблюдали за происходящим со стороны, стараясь не пересекать границы стройплощадки.
День переговоров
Утром 14 мая Штаб Навального в Екатеринбурге сделал заявление в стиле «мы придем еще» и объявил новый сбор в сквере в 19:00. Губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев предложил стать посредником в переговорах противоборствующих сторон.
«Сейчас моя главная задача как губернатора – добиться мира, спокойствия и понимания. Уличные конфликты – это не путь, которым можно решить проблему. Я думаю, что самый правильный шаг сейчас – организовать прямой разговор двух сторон друг с другом. Я готов выступить посредником в этом разговоре. Сегодня в 16:00 я жду в своем кабинете по пять представителей с каждой стороны. Прошу и протестующих, и сторонников строительства храма выбрать парламентеров. Подходите к резиденции губернатора, вас встретят и проводят. Мы поговорим и все обсудим. Выслушаем друг друга. Мы постараемся вместе найти выход из сложной ситуации ради будущего нашего общего города, любимого Екатеринбурга», – заявил губернатор на своей странице в Instagram.
Накануне переговоров в рядах защитников сквера произошел небольшой раскол. Некоторые видные активисты заявили, что участвовать в переговорах недопустимо. «Эти люди будут считаться предателями», – прозвучало одно из самых радикальных предупреждений.
Однако в итоге количество желающих оказалось таким, что списки расширили: по восьме человек с каждой стороны. Вот так выглядел предварительный список, представленный агентством Znak.com незадолго до встречи.
Представители власти: Евгений Куйвашев, губернатор; Сергей Бидонько, вице-губернатор; Валерий Чайников, вице-губернатор; Татьяна Мерзлякова, уполномоченный по правам человека.
Сторонники храма: Александр Андреев (Фонд святой Екатерины), Игумен Вениамин, Тимофей Жуков (депутат гордумы), Вадим Занин (Российский союз православных единоборцев), Оксана Иванова (музей Екатеринбургской епархии), Протоиерей Максим Миняйло, Олег Медведев (вице-президент РМК), Иннокентий Шеремет (тележурналист).
Защитники сквера: Степан Анчугов (Штаба Навального в Екатеринбурге), Ксения Бакланова (Парки и скверы Екатеринбурга), Анна Балтина (Парки и скверы Екатеринбурга), Анастасия Катакова (Центр прикладной урбанистики), Константин Киселев (депутат гордумы), Алексей Мосин (историк), Елена Сальник (историк архитектуры), Ринат Низамов (журналист).
Изгнание протестного духа молитвой
14 мая сторонники Екатеринбургская епархия РПЦ решила сделать ответный ход и провести в 19:00 в сквере массовый молебен. Наблюдатели сразу отметили, что в понедельник в Екатеринбурге стояла почти 30-градусная жара, а во вторник столбик термометра опустился до +10, что не очень способствует массовой акции.
Представители РПЦ призвали не допускать эскалации конфликта. «Екатеринбургская епархия считает недопустимым разжигание гражданского противостояния в вопросе строительства главного кафедрального собора и призывает к сохранению общественного мира и согласия. Что может ответить православный человек на нападки, наветы и агрессию, продемонстрированные в ходе акции протеста? С прискорбием и сочувствием воспринять происходящее и усилить молитвы за ближних своих», – говорится в священнослужителей.
Также пресс-службы епархии поделилась мнением о действиях провокаторов в ходе акции в понедельник: «С прискорбием отмечаем, что в акцию протеста 13 мая была вовлечена молодежь. Располагая сведениями о спланированности акции и разжигании определенными силами противостояния по поводу строительства храма, модерирования протеста в ходе акции и подстрекательства молодых людей к противоправным действиям, призываем горожан быть бдительным и не поддаваться на провокации».