7 июля мировой судья судебного участка № 3 Верхнепышминского судебного района рассмотрела протокол в отношении отца Сергия (в миру Николая Романова). Протокол составила прокуратура, усмотрев в видеообращении клирика состав правонарушения по части 9 статьи 13.15 КоАП РФ (распространение заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, создавшее угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан).
Сам Сергий на заседание не явился. Его представитель Светлана Герасимова утверждала в процессе, что Сергий невиновен, поскольку не знал, что его выступление кто-то записывает на видео и собирается выложить в Интернет. По ее мнению, прокуратура нарушила процессуальные нормы, не предоставив Сергию для подписи протокол об ознакомлении с материалами дела.
Судья с позицией защитника не согласилась и признала клирика виновным, назначив штраф в 90 тыс. руб. (минимум по данной статье – 30, максимум – 100 тыс. руб.). У Сергия есть возможность подать жалобу в Верхнепышминский городской суд.
Нарушение присяги
За четыре дня до мирового судьи приговор отцу Сергию вынес суд церковный. Накануне схиигумен Сергий выступил с очередным видеообращением, в котором заявил, что придет на суд, если епархия выполнит ряд условий. В их числе – привлечение к суду в качестве эксперта и свидетеля блогера Эдуарда Ходоса, прославившегося «разоблачениями» так называемого сионистского заговора.
Выполнять требования схиигумена епархия не стала, и Сергий на заседание не пришел. Зато к зданию епархии прибыли многочисленные сторонники опального клирика. Они вели себя весьма шумно. После вынесения решения требовали митрополита екатеринбургского и верхотурского выйти к ним и заявляли, что никуда не уйдут.
Итоги заседания объявил протиерей Николай Малета, сообщив, что судьи сочли отца Сергия виновным в нарушении монашеской священнической присяги и монашеских обетов. Решение суда должен утвердить патриарх Кирилл. Николай Малета также сообщил, что епархия рассчитывает, что правоохранительные органы разберутся в информации о возможном насилии над детьми в Среднеуральском женском монастыре, который сейчас контролирует схиигумен Сергий. Епархия готова оказать правоохранительным органам содействие в установлении правды.
«Настоятельница – Божья Матерь»
После суда часть паломников села в автобус и направилась к монастырю «Спорительница хлебов», который схиигумен Сергий отказывается покидать. Прибывшие следом журналисты увидели, что автобус стоит поперек дороги, преграждая путь в обитель. По требованию прибывших сотрудников ГИБДД охрана монастыря убрала автобус, но большинству собравшихся попасть внутрь не удалось. При этом на территорию монастыря прошел депутат Госдумы Сергей Чепиков, позже пояснивший, что проверяет информацию о возможном насилии над несовершеннолетними.
В тот же день на «Ютубе» появилось новое видеообращение схиигумена. По традиции он говорил о вреде цифровизации, заговоре ортодоксальных иудеев, но также прокомментировал итоги суда. Отец Сергий предложил собрать народный поместный собор, перед которым должны предстать его оппоненты из официальных структур РПЦ, которых он обвиняет в предательстве.
На момент выхода публикации это последнее видеообращение схиигумена. После него он не появлялся в публичном пространстве. Монастырь возобновил прием посетителей, но, как написано в сообществе обители в соцсетях, Сергий никого не принимает.
Не вышел клирик и к журналистам, для которых устроил пресс-тур его сторонник Всеволод Могучев. Блогер, на чьих ютуб-каналах выходят обращения схиигумена, предложил представителям СМИ пообщаться с живущими здесь людьми. Их истории в основном сводились к перечислению проблем мирской жизни, которые помогла решить обитель. Могучев блокировал многие вопросы либо отвечал на них сам. Так, на вопрос, адресованный монахине о покинувшей монастырь игуменье Варваре, ссоры в монастыре не комментируют. Позже он сам высказался о настоятельнице: «У монастыря есть духовник и есть настоятельница – Божья Матерь». И добавил: «Так бывает».
«Вас посадили бы на цепь»
Долгое время епархия призывала СМИ не накалять обстановку вокруг Среднеуральского женского монастыря, а ее релизы по церковно-судебному делу носили достаточно сухой характер. Тем неожиданнее стало резкое открытое письмо митрополита Кирилла, размещенное на сайте епархии.
Решение дать ответ через Интернет митрополит объяснил тем, что схиигумен Сергий избрал такой способ общения, «словно не схимник, а модный блогер».
«Немногим ранее Вы обличали Интернет как духовно вредную территорию, и у Вас даже был бес знакомый по имени Интернет, – припомнил митрополит. – Сейчас же Вы ушли из реального церковного личного общения в ещё совсем недавно критикуемое Вами виртуальное пространство».
По мнению митрополита, деятельность схиигумена Сергия в последнее время не соответствует призванию монаха, поскольку в своих выступлениях он уделяет основное внимание не духовным вопросам, а проблемам современного мира.
«В канун Рождества Христова этого года Вы произнесли получасовую проповедь, в которой Вы рассказывали про окно Овертона, про президента, посетившего с официальным визитом Израиль, про двойника Президента, архиереев, носящих одежду дониконовского образца, и про масонов, – привел пример митрополит Кирилл. – Потом Вы обманули прихожан, зачитав в качестве подлинного документа низкопробную подделку – подложное завещание Сталина – и в течение 20 минут рассказывали про жизнь Сталина и его заслуги».
На фигуре Иосифа Сталина митрополит Кирилл остановился отдельно. По его мнению, упоминание генсека в День памяти архимандрита Иннокентия и священномученика Сергия Мечева, ставших жертвами сталинских репрессий, недопустимо.
Митрополит Кирилл в своем письме опроверг и некоторые заявления отца Сергия. Он назвал несоответствующим действительности разговоры о том, что православные храмы в период эпидемий прошлых лет не закрывались. Подобные меры, напомнил митрополит Кирилл, применялись и в Российской империи, восхваляемой Сергием.
«Но если бы Вы во времена Российской империи проявили хотя бы десятую часть своей дерзости и непослушания, так же критиковали светские и духовные власти, как это делаете сейчас, то еще прежде того, как у вас появилась бы мысль начать сбор подписей и организовывать народные волнения, Вас посадили бы на цепь в каком-нибудь далеком северном монастыре под строжайший надзор», – подчеркнул митрополит, добавив, что во времена Сталина отца Сергия ждал бы в лучшем случае лесоповал, а в худшем – казнь на Бутовском полигоне.
«Болезненный момент разочарования»
Особое внимание митрополит Кирилл уделил обвинениям Сергия в адрес иерархов и лично его. В частности, он затронул тему мнимого экуменизма (движение за объединение конфессий. – Прим.), приписанного Сергием Кириллу. По словам митрополита, эти обвинения беспочвенны и строятся только на том, что во время поездки в Италию Кирилл проводил богослужение в соборе города Барии, где покоятся мощи Николая Чудотворца. Такой факт действительно имел место, но в православном богослужении католики не участвовали. Они всего лишь предоставили возможность православной делегации помолиться возле святыни.
«Вам должно быть стыдно, что Вы дышите ненавистью к людям, которые проявили к нам только уважение, – подчеркивает митрополит. – То, что я не считаю римско-католическую церковь спасительной, не даёт мне права самому перестать быть христианином и позволить войти внутрь себя ненависти, злобе и хамству».
Затронул Кирилл и тему рукоположения отца Сергия, несмотря на прямой запрет на рукоположение убийц (до начала монашеской жизни Николай Романов отбыл 13 лет, в том числе за разбой с убийством. – Прим.). По словам Кирилла, версия, что за этим стоял бывший патриарх Алексий II, несостоятельна.
«А правда в том, что совершенное Вами преступление в автобиографии при принятии сана Вы зашифровали фразой: «В 1984-1997 гг. находился и работал в УЩ-349/13 по специальности электрика», – пишет Кирилл. – Я думаю, всем очевидна Ваша изворотливость и лукавство при формулировке неудобного факта Вашей биографии».
Что касается сторонников Сергия, по мнению Кирилла, им не просто примириться с той мыслью, что деятельность клирика далека от христианства.
«Я, как и многие знающие Вас люди, был сердечно к Вам расположен и обманут Вашей харизмой, – пишет Кирилл. – И сейчас переживаю болезненный момент разочарования и избавления от иллюзий. Поэтому не осуждаю Ваших чад, хотя они и ведут себя чрезмерно нервно, а порой агрессивно».
Митрополит подчеркнул, что более не призывает отца Сергия к покаянию ради сохранения монашеского статуса. Тем не менее, готов проявить снисхождение и найти Сергию место для покаяния.
«Для Вас Урал – «африканское гетто»
Ответ схиигумена Сергия на письмо митрополита Кирилла не заставил себя долго ждать. Площадкой для ответа вновь стал ютуб-канал Всеволода Могучева. Правда, на этот раз текст зачитал сам блогер, а не отец Сергий.
В своем ответе он вновь обвинил Кирилла в том, что тот «тайно встречается с папами Римскими» и проводит с ними «совместные службы».
«В своих грехах я покаялся, меня не интересуют Ваши страсти, – говорится в обращении. – Вы лукаво поступаете не только с близким окружением, но и с народом Божиим Урала и Сибири, – отмечает Сергий. – Для Вас Урал – «африканское гетто», Екатеринбург – «город бесов». Вы неоднократно об этом заявляли. Я обличаю Вас как экумениста и еретика».
Официальный представитель РПЦ Владимир Легойда, комментируя ответ схиигумена, особо выделил тот факт, что ответ зачитал не он, а его «пресс-секретарь».
«Странно и дико, когда схимник, который должен каяться и молиться, ежедневно выдает «обличительные проповеди» о других, о себе при этом говоря, что он уже покаялся, – написал Легойда в Телеграме. – Христианские подвижники вели себя совсем иначе. Например, преподобный Сисой Великий (+429 г.) перед смертью вопрошал: «Поистине не знаю о себе, положил ли я начало покаянию?» Все же очень надеюсь, что не сам отец Сергий писал ответ митрополиту Кириллу».
В том, что Сергий сам является автором текстов своих видеообращений, ранее уже выражал сомнение игумен Нектарий (Морозов).
«Для тех, кто внимательно слушал их, не могло пройти незамеченным то, как он спотыкался то на одном, то на другом слове, напряженно вглядывался в листы, лежащие перед ним, а иногда даже удивлялся чему-то – так, словно видел написанное впервые, – писал игумен еще в июне. – Не сам он генерировал темы этих обращений – так, чтобы записанные видео моментально превращались в вирусные и разбегались по Сети, словно ртуть: слишком много в этом смысле было точных, профессиональных попаданий».