Сигнал для нового прокурора: реализация программы переселения из аварийного жилья в Свердловской области идет с нарушением закона

Наша страна стоит на пороге масштабной реформы жилищной инфраструктуры, которая уже получила в СМИ название «Всероссийская реновация». Несмотря на то, что идея с обновлением фондов на бумаге смотрится как абсолютно благое начинание, увы, есть сомнения в том, что на практике получится тот результат, который россияне хотели бы видеть. Данные сомнения основываются на том, как до сих пор проходила реализация программы переселения граждан из аварийного жилья. Особенно это касается Свердловской области, где с недавних пор чиновники отказались от возведения новых домов для заключения договоров мены с собственниками аварийного жилья. При этом озадачивает пассивность федеральных органов власти, которые на словах признают, что именно жилищное строительство должно быть основным направлением реализации программы, но на практике фактически закрывают глаза на «творчество» коллег из регионов. Вероятно, разбираться с этим вопросом придется новому прокурору Свердловской области Борису Крылову, чья кандидатура недавно была согласована членами Совета Федерации.

Сигнал для нового прокурора: реализация программы переселения из аварийного жилья в Свердловской области идет с нарушением закона

«МК-Урал» уже неоднократно рассказывал о том, какую странную форму приобрела реализация национального проекта «Жилье и городская среда» в Свердловской области. Несмотря на то, что цель проекта, как следует из названия, – создать новую городскую среду, к выполнению одной из его основных задач, ликвидации аварийного жилого фонда, региональные власти решили идти, что называется путем наименьшего сопротивления – раздать собственникам жилплощади деньги, а не новые квартиры, ради скорейшего выполнения показателей и, так сказать, «умыть руки». Происходит это по одной простой причине: чиновники не умеют организовывать работу по строительству жилья в муниципалитетах, поскольку сами эти слуги народа далеки от стройки. Для них, судя по всему, самое главное показатели об освоении средств, а не развитие муниципалитетов.

Мы также отмечали, что политика правительства Свердловской области по переселению граждан из аварийного жилья идет вразрез с федеральным законодательством. Возможность заключение договора мены в отношении жилплощади в доме, подлежащем расселению, прописано в ФЗ «О фонде содействия реформированию ЖКХ», соответственно постановление правительства Свердловской области, которое исключает возможность использования данного механизма, фактически нарушает права граждан, прописанные в Федеральном законе. Важно отметить, что в соседней Челябинской области совершенно противоположная ситуация, там в соответствии с программой переселения все средства направляются на строительство жилья.

Слово – депутатам

Примечательно, что на словах представители федеральной власти выступают именно за масштабное строительство нового жилья для расселения аварийных фондов. Вот что, к примеру, корреспонденту «МК-Урал» сказал Аркадий Чернецкий, представляющий в Совете Федерации Законодательное собрание Свердловской области:

«Конечно, надо строить, этот вопрос даже не нуждается в обсуждении. Другое дело, что деньги даются в ограниченном временном промежутке, а готовность территории она очень неважная. Есть территории, где подрядчиков практически нет, документация не подготовлена, и в относительно короткий промежуток времени, на который выделяются деньги, подготовить это достаточно сложно. Поэтому идут по пути выкупа и предоставлении жилья. Это менее желательный вариант».

Другими словами, сенатор возлагает ответственность за то, что жилье не строится, на муниципальные власти. И львиная доля правды в его словах есть – о нерасторопности некоторых мэров в решении данного вопроса мы рассказывали. Но как быть с тем обстоятельством, что высшее должностное лицо региона, чьим представителем является Аркадий Чернецкий, подписывает постановление, которое всех муниципальных глав лишает возможности заключать договоры мены с собственниками?

В нижней палате Федерального собрания на словах тоже ратуют за строительство. Еще в сентябре прошлого года мы поднимали вопрос о реализации программы в Свердловской области на пресс-конференции с участием первого заместителя председателя комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Сергея Пахомова.

«Каждое место на стройке обеспечивает 10-15 рабочих мест в смежных отраслях, – отметил депутат. – Когда мы тратим такие существенные федеральные средства, мы должны рассчитывать на максимальный экономический и социальный эффект. Когда мы давали регионам возможность выбирать между строительством и выплатами, то выплаты вводились нами как исключительная мера для территорий, где действительно совсем невыгодно строить. Таких территорий немного, и их становится все меньше. И, если регионы будут злоупотреблять, то мы как законодатели будем вместе с нашими партнерами из исполнительной власти вынуждены вернуться к регулированию, чтобы такого рода коридоры возможностей сокращать».

К сожалению, пока мер законодательного характера не принято. По словам депутата Госдумы Дмитрия Ионина, на это есть объективные причины.

«Этот процесс небыстрый, поскольку необходимо согласование позиций с комитетом по земельным отношениям и строительству, – пояснил парламентарий. – Предложение по изменениям в регулировании вопроса о способах реализации я поддерживаю. Более того, я и сам выступал с подобной инициативой, поскольку проблема с навязыванием выплат вместо строительства существует не только в Свердловской области. Это характерно для регионов, проваливших прошлую программу переселения. Теперь их руководство, что неудивительно, решило пойти по пути наименьшего сопротивления».

«Право выбора оставлено за собственниками»

Помимо Сергея Пахомова в пресс-конференции участвовал и заместитель директора Фонда содействия реформированию ЖКХ Олег Рурин. Он также заявил о том, что строительство должно быть в приоритете.

«Это наиболее эффективный способ использования предоставляемых средств и уж точно, планируя реализацию мероприятий по программе, субъекты и муниципалитеты должны взаимодействовать с гражданами, выявлять предпочтения, чтобы повысить эффективность использования бюджетных средств и обеспечить комфортные условия проживания граждан после переселения, – сказал представитель Фонда. – Поэтому мы этот вопрос с коллегами из Свердловской области изучим».

Спустя несколько месяцев мы решили узнать у руководства Фонда, как именно вопрос был изучен. Из ответа, подписанного заместителем директора Тамирланом Аджиевым, следует, что «право выбора способа реализации жилищных прав граждан, чьи жилые помещения расположены в аварийных домах, включенных в программу переселения, оставлено за собственниками таких помещений». В том же случае, когда региональная программа (на реализацию которой направляются средства фонда) составлена без учета пожеланий граждан, «такие действия могут повлечь неисполнение программы переселения и судебные споры о защите прав граждан».

То есть в фонде признают, что реализация программы прежде всего за счет выплат (на долю переселения приходится только 45 %) чревата судебными разбирательствами. Но кто должен их инициировать? Сами граждане по принципу «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих»? Увы, но такой вариант выглядит наиболее вероятным.

Будет стройка – будут деньги?

Озаботиться вопросами массового нарушения прав собственников аварийного жилья могла бы прокуратура Свердловской области, которой Кодексом административного судопроизводства предоставлены полномочия действовать в защиту интересов неопределенного круга лиц. Еще в начале февраля мы направляли прокурору Сергею Охлопкову соответствующее предложение, однако ответ не получили, хотя прошли все мыслимые сроки. Создается впечатление, что теперь уже бывший прокурор не горел желанием решать проблему, а, следовательно, и не наказывал за нарушения чиновников правительства области.

Надеемся, что новый прокурор Борис Крылов, чью кандидатуру на днях согласовал Совет Федерации, подойдет к ситуации более ответственно.

Правом обращения в суд с административным иском в защиту неопределенного круга лиц обладает, к слову, и президент. Полномочный представитель главы государства в УрФО Владимир Якушев еще недавно был федеральным министром строительства. Но на наше обращение в полпредство поступил ответ более похожий на отписку.

О том, что надо, прежде всего, строить, а не выплачивать деньги на встрече с губернатором Евгением Куйвашевым сказал федеральный вице-премьер Марат Хуснуллин.

«Могу сказать, что мы можем передвинуть лимиты 2022, 2023 года, – ответил вице-премьер на просьбу губернатора относительно денег. – Что касается 2024 года, они у нас появятся только в конце этого года. На это можете рассчитывать, если реально войдете в стройку, реально будете строить, лимиты передвинем».

Впрочем, будут ли применены санкции к Свердловской области, если реально строить регион так и не начнет, сказать сложно. Ориентация не на изменения качества жизни граждан, а на целевые количественные показатели, увы, свойственна не только для региональных властей, но и для всей современной государственной системы. Тем более, что, судя по всему, Марата Хуснуллина, сейчас более волнует проект «всероссийской реновации», который также предусматривает снос аварийного и даже просто устаревшего жилья. Вот только для того чтобы взяться новый масштабный проект, необходимо закрыть «позорную страницу», как назвал ситуацию с аварийным жильем президент России Владимир Путин. Причем, закрыть по-настоящему, а не «на бумаге». И на наш взгляд, самую серьезную роль в решении данной задачи должны сыграть надзорные органы, в том числе новый прокурор Свердловской области Борис Крылов.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру