С 65-летием АО «НИИМАШ»

АО «НИИМАШ» готовится к выполнению задач по развитию отрасли в новых экономических и внешнеполитических условиях

В 2023 году исполняется 65 лет с момента открытия в Нижней Салде Научно-исследовательского института машиностроения (НИИМаш). Изначально созданная в качестве филиала московского НИИ-1 (позже – ­НИИТП) площадка не просто выросла в самостоятельное предприятие, но и прочно заняла нишу поставщика жидкостных ракетных двигателей малой тяги для грузовых и пилотируемых космических кораблей. На протяжении десятков лет без труда уральских конструкторов, технологов и рабочих не обходился ни один знаковый советский и российский проект. Кроме того, НИИМаш был локомотивом развития всей Нижней Салды. Сегодня перед предприятием стоят новые цели. АО «НИИМаш» – одно из ведущих предприятий ракетно-космической промышленности России в области создания и изготовления ракетных двигателей малой тяги для управления полетом космических аппаратов различного назначения. АО «­НИИМаш» входит в интегрированную структуру АО «НПО Энергомаш», которая состоит в государственной корпорации «Роскосмос». Накануне праздничной даты корреспондент «МК-Урал» встретился с директором АО «НИИМаш» Еленой Матвеевой и ветеранами предприятия, чтобы обсудить, как формировалась научная и производственная база института, как можно использовать наследие прошлых лет и какие направления сегодня являются приоритетными.

АО «НИИМАШ» готовится к выполнению задач по развитию отрасли в новых экономических и внешнеполитических условиях
С момента создания Института без его разработок не обходился ни один значимый проект отечественной космической программы. Фото предоставлено НИИМАШ.

История АО «НИИМаш» берет свое начало с 1 сентября 1958 года, когда Госкомитет по авиации Совета министров СССР издал приказ об открытии в Нижней Салде филиала НИИ-1. Это случилось менее чем через 11 месяцев после запуска первого искусственного спутника земли, так что история уральского предприятия лишь на год короче, чем история мировой космонавтики.

С 1962-го в Нижней Салде начались испытания ракетных двигателей. Сначала тестировали разработки московских ученых, но уже вскоре НИИМаш приступил к самостоятельной научной деятельности, которая на протяжении всей истории предприятия была неизменно связана с производством.

Главная продукция НИИМаша – жидкостные ракетные двигатели малой тяги (ЖРДМТ). По сути, именно данные устройства позволяют не просто вывести космический аппарат на орбиту земли, но и сделать его управляемым. Не случайно ЖРДМТ часто сравнивают с рулевыми устройствами в авиации и флоте.

Без двигателей малой тяги не было бы возможно ни создание и обслуживание космических станций, ни корректировка движения спутников. А потому коллектив НИИМаша имеет непосредственное отношение ко всем знаковым событиям в истории отечественной космонавтики, начиная от вывода на орбиту первой орбитальной станции «Салют» и заканчивая обслуживанием российского модуля МКС.

Ракетные двигатели малой тяги позволяют выполнять маневры в открытом космосе. Их часто сравнивают с рулевыми устройствами в авиации и флоте. Фото предоставлено НИИМАШ.

Взгляд в далекую перспективу

В числе первых работников НИИМаша был Авенир Темпалов. На предприятие он пришел в 1959 году и проработал до 2013 года. В зоне его ответственности был цех № 201, где разделяют воздух на составляющие его газы, которые затем преобразуются в жидкую ­форму.

«Мы были первыми на Урале, кто производил жидкий кислород и водород, поэтому обеспечивали не только собственные нужды, но и потребности других предприятий Свердловской области, – рассказывает Авенир Александрович. – Благодаря этому удалось пережить и самые тяжелые в финансовом плане 90-е годы, потому что спрос на данную продукцию был всегда».

Первым директором НИИМаша был Михаил Григорьевич Миронов. По мнению бывшего заместителя главного конструктора Филиппа Казанкина, именно при данном руководителе была заложена та база, которая позволила предприятию прочно занять свое место в космической отрасли.

«Это был человек сталинской эпохи, но он работал по принципу «Все решает наука», – вспоминает Филипп Андреевич. – Поэтому в первую очередь создал научный отдел. Он дал свободу ученым. Ученый и конструктор должен творить и заглядывать в будущее. Он должен смотреть не в завтрашний и даже не в послезавтрашний день, а в далекое будущее. И из этого будущего уже провести цепочку в нынешнее время».

Михаил Миронов создал два подразделения ученых и дал им полную свободу в решении задач. В итоге сформировались несколько исследовательских групп. Одну из групп возглавил Александр Константинович Быков – один из наиболее прославленных ученых НИИМаша, имя которого ныне носит площадь в Нижней Салде.

Помимо свободы научно-технического творчества тогда же был заложен и другой принцип, ставший фирменным для предприятия – здоровая конкуренция между учеными группами. По словам Филиппа Казанкина, всегда разрабатывалось два-три варианта, из которых выбирался самый перспективный и успешный.

В такой атмосфере и появились собственные двигатели, высокоманевренные и миниатюрные. Они использовались на первой космической станции «Салют». Именно создание данного двигателя, по сути, стало началом самостоятельной работы НИИМаша, хотя юридически отделение от московского НИИТП было оформлено только в 1981 году.

Превзойти американцев в 200 раз

Среди плеяды выдающихся конструкторов наши спикеры на особое место ставят Юрия Фарафонова, которого называют местным Кулибиным. Не имея профильного образования в сфере аэрокосмической отрасли, Юрий Иванович получил известность как рационализатор, чьи предложения стали для НИИМаша прорывными.

Самое известное изобретение Юрия Фарафонова – топливный клапан, превосходящий все имеющиеся аналоги. Заменив ­металлические компоненты на фторопластовые, Юрий Иванович вопреки прогнозам специалистов из многих НИИ добился небывалого повышения эффективности.

«Если американские клапаны рассчитаны на десять тысяч включений-выключений, то клапан Юрия Ивановича – до двух миллионов», – рассказывает Филипп Казанкин.

Бывший начальник сектора электроагрегатов Леонид Потабачный отмечает другое важное достижение Юрия Фарафонова, которое, как и его клапан, до сих пор применяется при производстве.

«Когда бак вырабатывается, давление на входе падает, – рассказывает Леонид Алексеевич. – Чтобы изделие держало свои характеристики, нужен стабилизатор, который нивелировал бы падение давления, и двигатель работал бы в своем режиме. Создание такого стабилизатора – тоже заслуга Юрия Ивановича».

Командная работа

Впрочем, разработать двигатель или другое изделие мало – необходимо еще собрать его. В процессе сборки зачастую возникают новые трудности.

«Для баков необходима была толщина металла 0,5 миллиметра, – рассказывает Филипп Казанкин. – Когда мы обратились на предприятие в Перми, нам сказали, что это невозможно. Но в итоге мы своими силами смогли добиться нужных параметров».

Тесное взаимодействие конструкторов, технологов и исполнителей Филипп Андреевич считает еще одной отличительной чертой НИИМаша.

Эту мысль развивает и Леонид Потабачный, который до выхода на пенсию работал в области импульсных плазменных электроракетных двигателей.

«Была хорошая связь между конструкторским бюро и токарями, – говорит Леонид Алексеевич. – Когда у нас что-то не получалось, обращались к токарям, вместе смотрели чертежи, решали, что можно изменить».

По мнению главного специалиста отдела 100 АО «НИИМаш» Леонида Яшнова, не менее важна для командной работы и роль испытателей.

«Это самая ответственная профессия, – говорит Леонид Юрьевич. – Ведь его уже никто не может проверить: ни конструктор, ни технолог».

Универсальный подход

По словам конструктора Сергея Анатольевича Иванова, большой вклад в формирование конструкторского бюро на ­НИИМаше внес начальник отдела ведущих конструкторов Станислав Евгеньевич Архипов.

«Его заслуга была в организации работы КБ, – отмечает Сергей Иванов. – Ведущий конструктор занимается горизонтальным управлением проектом. Начиная от технического задания до ввода в эксплуатацию. Наши конструкторы несли персональную ответственность за технику и финансы. Если договор не исполнен или не выполнен план, ведущего конструктора снимали».

Умение сочетать глубокие теоретические познания с практическими навыками, конструкторский талант с тщательным экономическим расчетом – та черта, которая, по словам ветеранов, всегда была присуща сотрудникам НИИМаша.

Это, как рассказывает Леонид Потабачный, отмечали и за границей. В 1995 году он ездил в США, где демонстрировал возможности разработанного на Урале двигателя, а также клапана, разработанного Юрием Фарафоновым.

«Когда мы уезжали, их руководитель сказал: передай начальству, что я пришлю четырех ребят, хочу, чтобы они были как вы, то есть такие же универсальные кадры, – вспоминает Леонид Потабачный. – Потому что у них очень узкие специалисты. Если у нас инженер – это, как говорится, и швец, и жнец, и на дуде игрец, у них такого нет».

Несмотря на то, что разработанный уральцами двигатель не получил коммерческого применения на Западе, американские специалисты, по словам Леонида Потабачного, высоко оценили его экономичность и надежность. По данным параметрам механизм значительно превосходил зарубежные аналоги.

Уроки «Мира» и «Бурана»

Расцветом предприятия принято считать 80-е годы. Для космической программы СССР знаковыми проектами этого периода стали вывод на орбиту станции «Мир», а также разработка многоразового космического челнока «Буран». Специалисты НИИМаша приняли самое активное участие в работе по обоим направлениям.

На всех блоках станции «Мир» были установлены разработанные и произведенные в НИИМаше жидкостные ракетные двигатели малой тяги общим количеством 32 единицы. Одним из ключевых событий в период эксплуатации «Мира» стало испытание средств перемещения космонавтов (СПК), предназначенных для работы человека в открытом космосе на протяжении четырех-шести часов. Микроэлектронные двигатели для СПК были разработаны конструкторами НИИМаша, в числе которых был и Леонид Потабачный.

В 2001 году ЖРДМТ разработки и производства НИИМаша были использованы для выполнения операции по сталкиванию «Мира» с орбиты. В истории первой многомодульной космической станции была поставлена точка, но опыт, наработанный за годы ее эксплуатации, стал полезным при работе с МКС. Это касается и предприятия из Нижней Салды.

Время работы над проектом «Буран» часто называют периодом расцвета НИИМаша. Уральцы не только занимались выполнением задач по своему основному профилю, то есть двигателями малой тяги, но и испытаниями двигателя второй ступени ракеты-носителя «Энергия».

Уникальность данного двигателя в том, что он работал на кислородно-водородном топливе. Работа над подобными двигателями на НИИМаше была начата еще в 60-е годы группой Александра Быкова. Но в то время подобные технологии были еще делом отдаленной перспективы, а в 80-е стали пиком развития кислородно-водородной программы СССР.

Испытания проходили на введенном в 1980 году в эксплуатацию испытательном комплексе 201. За один год было проведено 80 запусков двигателя.

И хотя в итоге «Буран» совершил лишь один полет в космос, и то без экипажа, научные и испытательные работы, проводимые в Нижней Салде, не утратили актуальности и по сей день. В последние годы наметилась тенденция к возвращению научно-практического интереса к концепции многоразовых ракет. И НИИМаш вновь не остался в стороне от данных процессов.

В 2022 году в Нижней Салде прошли испытания демонстрационной копии будущего двигателя, работу над которым ведут совместно АО «НИИМаш», Государственный ракетный центр имени академика Макеева и Южно-Уральский государственный университет.

Концепция ракеты будущего развивает упомянутую выше идею использования кислородно-водородного топлива. Испытательный запуск демонстрационной копии прошел успешно, работа продолжается.

Двигатель 17Д16 был разработан для проекта «Буран-Энергия». Фото предоставлено НИИМАШ.

Драйвер развития

1980-е годы прошлого века ознаменовались не только участием НИИМаша в реализации ключевых проектов, но и укреплением материальной базы. Развитие предприятия стало толчком к росту всей Нижней Салды. Бывший председатель местной профсоюзной организации НИИМаша Владимир Канаев отмечает в этом заслугу Анатолия Лапшина.

«Тогда у директора НИИМаша были широчайшие полномочия, которые Анатолий Михайлович грамотно использовал, – рассказывает Владимир Дементьевич. – При нем строилось все: гостиница, спорткомплексы, детские учреждения, жилье, оздоровительные лагеря. Был свой асфальтобетонный завод, свое подсобное хозяйство».

Значительное внимание уделялось развитию человеческого потенциала. Для поддержания здоровья работников был построен профилакторий «Турмалин», получать процедуры в котором можно было сразу после рабочей смены. Для поддержания интереса к аэрокосмической отрасли среди подрастающего поколения был открыт клуб авиамоделирования «Эврика».

С началом рыночной эпохи и серьезного сокращения финансирования отрасли поддерживать на плаву то, что принято называть «непрофильными активами», стало трудно. Но, как подчеркивает Владимир Канаев, руководство смогло сохранить подведомственные учреждения, передав их в руки государства или муниципалитета.

Работать директором НИИМаша в самые тяжелые для предприятия и для страны в целом годы выпало на долю Бориса Некрасова. По мнению Владимира Канаева, Борис Алексеевич сумел сохранить ядро конструкторов и квалифицированных сотрудников.

«Был заключен контракт с Индией, – отмечает бывший профсоюзный лидер. – Поставки в эту страну во многом позволили пережить самое непростое время и сохранить предприятие в работоспособном состоянии».

В 2004 году директором был назначен Анатолий Долгих. В это время государство вновь включило космическую отрасль в число приоритетов. Это позволило предприятиям, работающим в данной сфере, получать должное финансирование. Вырос государственный заказ на продукцию, в том числе и на ЖРДМТ производства НИИМаша.

Накануне праздничной даты состоялась встреча руководства и ветеранов предприятия. По часовой стрелке – главный специалист отдела 100 Леонид Яшнов, директор АО «НИИМаш» Елена Матвеева, бывший конструктор КБ Сергей Иванов, бывший начальник сектора электроагрегатов Леонид Потабачный, бывший председатель местной профсоюзной организации НИИМаша Владимир Канаев, бывший заместитель главного конструктора Филипп Казанкин, один из первых инженеров предприятия Авенир Темпалов. Фото: МК-Урал.

Восстановление независимости

В 2020 году Анатолий Долгих ушел на заслуженный отдых. На должность директора была назначена Елена Матвеева. На тот момент Елена Владимировна занимала должность главы Нижнесалдинского городского округа, но в ее трудовой биографии был и довольно продолжительный период работы на НИИМаше.

На сегодняшний день предприятие вновь работает стабильно и участвует как в разработке перспективных проектов, так и в выполнении всех текущих задач, стоящих перед аэрокосмической отраслью. По словам Елены Матвеевой, главный приоритет – восстановление технологической независимости.

«Мы как космическая держава, первая отправившая человека в космос, должны вспомнить свою самобытность и продолжить развиваться дальше, – отмечает Елена Владимировна. – С космосом неразрывно связаны все современные технологии, – подчеркивает Елена Матвеева. – Сегодня мы не представляем жизнь без скоростного интернета, без навигатора уже сложно ориентироваться. И это только бытовой уровень. Современные реалии таковы, что без дальнейшего освоения космоса трудно представить развитие всех сфер человеческой жизни».

Приоритет – серийное производство

Сложная внешнеполитическая обстановка привела не только к разрыву существовавших десятилетиями механизмов международного сотрудничества в деле освоения космоса, но и к санкционным ограничениям.

В таких условиях важным вопросом становится выбор приоритетных направлений работы и эффективного использования имеющихся ресурсов.

«Главный приоритет – это серийное производство, – подчеркивает Елена Матвеева. – А это значит, что производство должно быть экономичным, а конструкции – технологичными и легковоспроизводимыми. В таких условиях особенно ценными становятся те качества, за которые всегда ценились сотрудники НИИМаша – умение решать разнонаправленные задачи. Сегодня как никогда конструктор должен знать, сколько стоит килограмм разрабатываемого им изделия».

Основной профиль остается тот же – ракетные двигатели малой тяги, а также их составляющие: клапаны и топливные баки.

«Сегодня мы участвуем во всех глобальных проектах: в создании навигационных систем, управлении спутниками связи, в развитии пилотируемой космонавтики, – рассказывает Елена Матвеева. – Мы участвуем в подготовке проекта космического корабля «Орел». Продолжаем работать на нужды российского модуля МКС».

Важным направлением стало производство жидкого кислорода. Пандемия коронавирусной инфекции привела к истощению всех запасов и перегрузке производственных мощностей. Поскольку жидкий кислород в приоритете направлялся в медицинские учреждения, в других отраслях особо отмечалась его нехватка. И НИИМаш сумел обеспечить поставку кислорода не только в медицинские учреждения, но и для нужд ­военно-морского флота.

Оптимальное сочетание

Сегодня на предприятии работает более 900 человек. В их числе – самые опытные сотрудники, работавшие еще над «Миром» и «Бураном», представители среднего поколения и молодежь. По мнению Елены Матвеевой, нынешнее сочетание является оптимальным и позволяет обеспечить преемственность поколений.

«Для оптимальной работы нам нужно еще примерно 30-40 человек, – отмечает Елена Владимировна. – Кадровый вопрос стоит на повестке дня, но думаю, что его можно ­решить».

Географическое положение Нижней Салды, достаточно отдаленной от мегаполисов, по мнению Елены Матвеевой, в сегодняшних реалиях является не минусом, а плюсом.

«Если мы посмотрим на развитие городов, то увидим, как растут коттеджные поселки на окраинах, потому что спрос на чистую окружающую среду сегодня в тренде, – отмечает Елена Владимировна. – Во многом этому поспособствовала пандемия, когда жители мегаполисов сами стремились уехать подальше от городской суеты. К тому же, с развитием видеоконференцсвязи вопросы расстояния уже не столь актуальны».

Особенно привлекательной работа на НИИМаше, по мнению Елены Матвеевой, является для молодежи.

«На небольшом предприятии больше шансов для карьерного роста, – подчеркивает директор. – Мы охотно направляем наших молодых специалистов на конференции и выставки, что позволяет им проявить себя и на федеральном уровне».

Сочетание традиций и новаторских технологий должно стать ключом к успешному развитию.

«За советское время в области космонавтики было проведено столько исследований и сделано столько наработок, что мы используем лишь доли от накопленного опыта, – подчеркивает Елена Матвеева. – И эти научные труды на сегодняшний день столь же актуальны, как таблица Менделеева или законы Ньютона. Но, безусловно, современность диктует свои условия, и без развития новых технологий никуда».

С учетом задач по наращиванию серийного производства особую важность представляют аддитивные технологии, известные широкому кругу читателей как «3D-печать». Их планируется применять для серийного изготовления топливных баков. Сейчас почти готов корпус 200, где разместится необходимое оборудование.

В нашем обзоре истории АО «­НИИМаш» мы выделили несколько черт, составляющих основу традиций предприятия. Это свобода научного творчества, эффективное взаимодействие между проектировщиками и исполнителями, умение сотрудников сочетать в себе конструктора и экономиста. Все это приобретает особую актуальность в наше время, и от того, насколько нынешним специалистам удастся сохранить данные традиции, а также эффективно использовать новые технологии, будет зависеть будущее не только НИИМаша, но и всей аэрокосмической отрасли России.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру