Березовский хлебозавод № 7 ждет новая проверка прокуратуры

В это же время на «защиту» предприятия неожиданно встал общественник из Союза пекарей России, который ранее возглавлял комбинат, также попадавшийся на налоговых нарушениях

Материалы «МК-Урал», посвященные теме возможных нарушений налогового законодательства со стороны ООО «Хлебозавод № 7», связанного с семьей председателя Думы Березовского городского округа Алексея Горевого, вызвали общественный резонанс. В специализированном СМИ вышла статья, в которой президент Российского союза пекарей Алексей Лялин эмоционально выступил в защиту коллег, а также позволил себе ряд резких заявлений в адрес нашего издания. Личность данного предпринимателя тесно связана с Владимирским хлебокомбинатом, к которому у налоговой инспекции в прошлом также были претензии, признанные судом обоснованными. Что касается березовского Хлебозавода № 7, то, как сообщили «МК-Урал» в прокуратуре, проверочные мероприятия в отношении него будут продолжены, в том числе с участием представителей трудовой инспекции.

В это же время на «защиту» предприятия неожиданно встал общественник из Союза пекарей России, который ранее возглавлял комбинат, также попадавшийся на налоговых нарушениях
Проходная Хлебозавода № 7. Фото: google.ru/maps.

Ранее «МК-Урал» опубликовал ряд материалов, посвященных ООО «Хлебозавод № 7», расположенному в Березовском. Поводом послужило обращение в редакцию бывшего сотрудника предприятия, рассказавшего о возможных нарушениях законодательства на заводе, в том числе в сфере налогообложения. По его словам, бывший работодатель официально выплачивает своим сотрудникам лишь минимальный размер оплаты труда (МРОТ), а большая часть денег выдается, что называется, в конверте.

«МК-Урал» обратился с запросом в прокуратуру, где нам сообщили, что еще в марте 2023 года было возбуждено уголовное дело по статье 199 УК РФ (невыплата налогов и сборов, плательщиком которых является юридическое лицо). А расследованием занимается даже не городской следственный отдел СК, а второй отдел по расследованию особо важных преступлений областного Следственного управления.

С момента прошлой публикации мы получили еще один ответ из прокуратуры. Он касается возможного нарушения трудовых прав сотрудников. Надзорное ведомство известило «МК-Урал» о начале проверочных мероприятий с участием специалиста инспекции труда.

В части возможного нарушения миграционного законодательства при использовании иностранной рабочей силы заявление было передано в ОМВД по городу Березовскому. К настоящему моменту оно должным образом зарегистрировано, ожидается проведение проверочных мероприятий.

Важные события произошли и за пределами Свердловской области. На нашу статью обратил внимание специализированный журнал OHLEBE.

Странное внимание

Основная часть текста наших коллег состоит из высказываний президента Российского союза пекарей Алексея Лялина, который с необычайным жаром выступает в защиту своих коллег из Березовского. Само по себе внимание данного общественного деятеля к предприятию из небольшого уральского города довольно интересно. Только за последние годы в Свердловской области прекратили существование хлебозаводы в Каменске-Уральском, Первоуральске, Сухом Логу, Богдановиче, Асбесте, Кировграде, Новой Ляле, Сысерти. Этот список можно продолжать еще долго.

Были ли со стороны господина Лялина заявления с призывами спасти указанные предприятия, многие из которых были созданы еще до Великой Отечественной войны? В открытых источниках их найти не удалось. Зато на наш материал, посвященный теме налогов и соблюдения трудовых прав работников, Алексей Владимирович отреагировал почему-то довольно бурно.

Президент Союза пекарей России Алексей Лялин. Скриншот с видео телекомпании «Поморье».

Алексей Лялин решил оспорить наши доводы о возможном наличии нарушений на предприятии. Так, говоря о выдаче зарплаты наличными, о которой сообщал бывший работник Николай Ф., главный хлебопек России назвал это нормальной практикой. Да, возможно, в небольших организациях или где-нибудь на отдаленных территориях в 2023 году такое можно встретить, но речь идет о предприятии, где трудятся более 100 человек и которое располагается в городе-спутнике мегаполиса. Сложно поверить, что у компании из Березовского нет возможности заключить договор с банком на обслуживание зарплатного проекта.

Допустим даже, что ООО «Хлебозавод № 7» по каким-то таинственным причинам удобнее работать с наличными. Но, как мы сообщали, на карты сотрудников деньги все-таки приходили. Причем в том объеме, что предусмотрен Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда». А вот все, что сверх данной суммы, по словам Николая Ф., уже выдавалось в кассе.

Уроки математики

Обратим внимание наших читателей, в число которых, оказывается, входит и Алексей Лялин, на тот факт, что свои предположения о возможных налоговых нарушениях мы строили не только на словах бывшего сотрудника хлебозавода, но и на данных из открытых источников. В частности, на сведениях о финансовой деятельности, размещенных на портале list-org.com.

Предлагаем читателям выполнить те же операции с числами. Сначала сложим все страховые взносы, уплаченные предприятием в 2022 году (третья, четвертая и шестая строчки). Полученную сумму шесть миллионов 156 тысяч 72 рубля разделим на 0,3 – именно 30% работодатель перечисляет в качестве взносов. Получается, что весь годовой зарплатный фонд составляет 20 миллионов 520 тысяч 240 рублей. Разделим на среднесписочную численность сотрудников (125) и на число месяцев в году. Получается, что средняя зарплата по предприятию составляет 13 тысяч 680 руб­лей 16 копеек. И эта сумма гораздо меньше тех чисел, что фигурируют в объявлениях завода о приеме на работу. Вот некоторые из них.

Обращаем ваше внимание, что речь идет не о какой-то руководящей должности, чем можно было бы объяснить ее отрыв от средних показателей, а о должностях кладовщика и пекаря.

Далее Алексей Лялин и вовсе делает очень интересное заявление. По его мнению, занижать размер зарплаты невыгодно, так как это увеличит налог на прибыль. Делая столь удивительное заявление, господин Лялин предлагает нашему изданию «сходить в школу».

Опуская за скобки тот факт, что, будь «серая зарплата» невыгодна предпринимателям, она бы давно себя изжила, предлагаем Алексею Владимировичу отправиться в образовательную организацию вместе. Итак, допустим, что компания N выдала своему работнику десять тысяч рублей в конверте. Да, возможно, она занизила тем самым налоговую базу по налогу на прибыль на две тысячи рублей (или 20%).

А теперь представим, что компания выплатит эти же десять тысяч в «белой» форме. С этой суммы будут взысканы как страховые взносы в размере 30%, так и НДФЛ на 13%. Да, формально плательщиком этих 4300 руб­лей будет являться работник, но любой соискатель вакансии, которому обещают условные 40 тысяч рублей, рассчитывает, что эти 40 тысяч рублей он будет получать уже за вычетом налогов и сборов, и в противном случае будет считать себя обманутым. А значит, без увеличения зарплатного фонда не обойтись.

Выходя за рамки школьной программы, также отметим, что для того, чтобы выдать работникам наличные средства в конверте, их надо где-то взять. Просто так снять со счета их не получится, необходимо будет предоставить обоснования. А потому для выдачи «серой» зарплаты, вероятно, понадобятся неучтенные наличные суммы.

Интересен еще такой момент, что при выручке более чем в 500 миллионов рублей чистая прибыль по итогам 2022 года составляет лишь 7,6 млн. По словам экспертов, именно зарплата обычно является основным источником расходов. Учитывая, что, по приведенным выше расчетам, Хлебозавод № 7, скорее всего, потратил на эти цели всего около 20 млн рублей, возникает вопрос: а куда тогда деваются полученные средства?

Другой регион, схожие вопросы

Итак, почему Алексей Лялин так бурно отреагировал на разговоры о возможных налоговых нарушениях. Посмотрим трудовую биографию президента Российского союза пекарей. Большая ее часть связана с АО «Владимирский хлебокомбинат». До лета 2023 года Алексей Лялин руководил работой данного предприятия в качестве индивидуального предпринимателя – управляющего акционерным обществом.

В 2017 году налоговая инспекция обязала хлебокомбинат выплатить недостающие налоги, а также пени и штрафы на общую сумму более 32 млн рублей. Попытки обжаловать это решение привели лишь к частичному снижению суммы. Но даже в той части суд признал обоснованными выводы налоговиков о нарушении законодательства.

Кстати, если посмотреть данные все того же сервиса list-org.com и провести те же самые незамысловатые математические операции с данными по страховым взносам, перечисленным АО «Владимирский хлебокомбинат», то получим среднюю зарплату на предприятии около 19 тысяч 483 рубля. Это выше, чем МРОТ, но все равно в разы меньше средней зарплаты по городу Владимиру.

Как и в случае с Хлебозаводом № 7, минимальные декларируемые расходы на зарплату не позволяют Владимирскому хлебокомбинату увеличивать прибыль. В 2022 году она составила 92 млн рублей при выручке в 2,8 млрд.

Не потому ли Алексея Лялина беспокоят рассуждения о ситуации с налогами на Хлебозаводе № 7, что к его прежней компании были претензии со стороны фискальных органов, а ее работники в 2022 году также получали минимальную зарплату?

Уходя, уходи

Кстати, вопрос, насколько предприятие является для него бывшим, тоже заслуживает внимания. Как уже говорилось, летом произошла смена управляющего АО «Владимирский хлебокомбинат». Место ИП Алексей Лялин занял ИП Владимир Лялин. В релизе о приходе нового управляющего отмечается, что он работает на предприятии с 13 лет (сейчас ему 30 лет). Речь, напомним, идет не о тяжелых военных годах и уж тем более не о дореволюционных, когда подростковый труд был нормой, а о нулевых годах XXI века. Возможно, Лялин-младший действительно прошел все шаги от фасовщика до управляющего, но рассказы о его карьере выглядят, скорее, как история про сына президента известной госкомпании, награжденного в 26 лет «за долгий добросовестный труд».

И тут вновь возникают параллели с Хлебозаводом № 7, которым ранее управлял Алексей Горевой, но после избрания данного предпринимателя председателем городской думы (а он должен работать на высвобожденной основе и не участвовать в предпринимательской деятельности) учредителем стала его мама Лилия Горевая.

Алексей Лялин несколько раз в своей речи акцентирует внимание на том, что Алексей Горевой к ООО «Хлебозавод № 7» якобы не имеет отношения. Но, насколько передачу активов или управленческих функций близким родственникам можно назвать реальным уходом из бизнеса, мы предлагаем нашим читателям решить самим.

Партийный вопрос

Алексей Лялин пытается увязать наши публикации с политикой, обращая внимание на то, что первая статья вышла за месяц до Единого дня голосования. Вот только на территории Березовского городского округа выборов в сентябре 2023 года не было, а, значит, заявления о «политическом подтексте» выглядят по меньшей мере странными.

Да, мы упоминали и партийную принадлежность Алексея Горевого. Это делалось с одной целью: предложить читателям задуматься, насколько данный представитель «Единой России» разделяет декларируемые «партией власти» ценности.

Алексей Горевой не только участвовал в похоронах бойцов, павших во время СВО, но и сам ездил в зону проведения спецоперации для передачи гуманитарного груза.

Председатель Думы Березовского городского округа Алексей Горевой. Фото: Дума Березовского городского округа.

Вот только думается, что стоимость данного груза гораздо скромнее тех сумм, которые мы в прошлых материалах указывали при приблизительных расчетах «экономии» на налогах, которые, возможно, не доплачивает связанное с его семьей предприятие.

И вновь вопрос: почему на разговоры о партийной принадлежности Алексея Горевого Алексей Лялин обращает внимание? Не потому ли, что Владимир Лялин является депутатом Заксобрания Владимирской области от «Единой России»?

Об обязательствах и господдержке

Любопытно, что редакция журнала OHLEBE помимо Алексея Лялина решила узнать мнение представителей отрасли в Свердловской области. И оно, по сути, совпадает с нашими предположениями, только выражено в более резкой форме:

«Люди не платят налоги от слова совсем, точнее сказать, не платили еще недавно именно в таком формате. Сейчас что-то платят, но сущие копейки от должного».

Источник издания предлагает сравнить официальные данные Хлебозавода № 7 по заработной плате, налогам и сборам с аналогичными данными одного из ведущих предприятий хлебопекарной отрасли Свердловской области. Мы же предлагаем ознакомиться с показателями Сысертского хлебозавода, уже прекратившего свою деятельность. Так, в последний год работы (2020) предприятие платило в среднем 24,5 тысячи рублей, что почти в два раза больше, чем у Хлебозавода № 7 сейчас. А, значит, в два раза больше НДФЛ и страховых взносов.

Так у предпринимателей может и закрасться крамольная мысль, что «хорошими делами прославиться нельзя». Одни платят сотрудникам «белую зарплату», обеспечивая накопление ими пенсии, а бюджет города и области – деньгами, и в итоге уходят в убытки. А другие платят МРОТ (и, возможно, еще что-то сверху в конверте) и оказываются с прибылью. Вот только конкуренцию между предприятиями, применяющими два столь разных подхода, добросовестной назвать будет трудно.

В процессе подготовки материала мы наткнулись на новое заявление Алексея Лялина. В нем он говорит о тяжелых временах для хлебопеков и просит государство оказать помощь отрасли. В целом заявление довольно справедливое (хотя… а кому сейчас легко?). Вот только хотелось бы, чтобы поддержку, если таковая будет оказана, получили те предприятия, чья социальная ответственность и добропорядочность налогоплательщика не вызывает сомнений. Чтобы из общего котла получали те, кто в этот котел что-то положил.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру