Уралец получил условный срок за программы, которые приобрел более 20 лет назад

По мнению предпринимателя, фабрикация «пиратских» дел в пользу компании «1С», поставлена на поток

Индивидуальный предприниматель из Камышлова получил один год условного срока по статье «нарушение авторских и смежных прав». Согласно приговору, в своей деятельности он использовал нелицензионные версии программ, разработанных российским IT-гигантом «1С». Сам мужчина утверждает, что приобрел указанный софт более 20 лет назад, и сделал это абсолютно легально. Также, по словам предпринимателя, к версии обвинения, положенной в основу приговора, есть множество вопросов, а большую часть доказательств он называет сфальсифицированными. По данным источника «МК-Урал», эксперт и специалист, засветившиеся в данном процессе и имеющие сертификаты «1С», привлекаются силовиками и по другим делам в Свердловской области. Участие в подобных разбирательствах может приносить корпорации, которая еще недавно была резидентом Кипра, огромные доходы, превышающие другие направления деятельности.

По мнению предпринимателя, фабрикация «пиратских» дел в пользу компании «1С», поставлена на поток

Геннадий К. занимается предпринимательской деятельностью с 90-х годов. Бизнес включает как продажу автомобильных запчастей, так и проведение сервисных работ. До 2022 года на его предприятиях работали порядка 40 человек.

Предприниматель всегда принимал участие в общественной жизни, часто помогал городу организовывать различные мероприятия. Разумеется, не мог он остаться в стороне от Специальной военной операции и с самого ее начала оказывал всевозможную помощь участникам боевых действий. Кроме того, предприятие Геннадия выполняло задачи по переоборудованию машин для военных нужд.

Но понадобилось всего немного времени, чтобы жизнь не только самого предпринимателя, но и его работников резко изменилась в худшую сторону.

Устаревшие программы

События, которые привели к серьезным изменениям в жизни предпринимателя, начались еще в 2021 году. В начале сентября в магазины автозапчастей и автосервис, расположенные в Камышлове, пришли сотрудники правоохранительных органов, которых интересовало наличие нелицензионных программ.

По мнению Геннадия К., визит стал частью рейдовых мероприятий, и таким образом полицейские без всякого предупреждения могут прийти в любой офис и найти там то, что может стать отправной точкой уголовного дела по статье 146 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав).

«На регулярной основе сотрудники территориальных подразделений ОЭБиПК под руководством одного и того же майора областного Главка Балакина проводят рейды по давно действующим на рынке предпринимателям с единственной целью – найти на их компьютерной технике следы давно забытых, не используемых (лет 15-20) программ 1С, – отмечает Геннадий К. – Приходят на предприятия без каких-либо документов на проверку. Если предприниматель соглашается заплатить якобы потерпевшему, то итоги таких проверок нигде не регистрируются».

Помимо майора Балакина, который является сотрудником областного Управления по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции, Геннадий К. называет имена сотрудников МО МВД «Камышловский»: майора Алексея Максимова и старшего лейтенанта Валерия Семенова. Следственные действия проводила следователь местного отдела СК Алена Ерагина.

Майор Алексей Максимов и старший лейтенант Валерий Семенов.

Что же заинтересовало указанных лиц на компьютерах, которые стояли в магазинах Геннадия К? Их внимание привлекли программы на платформе «1СПредприятие 7.7», которые издавались в 1999-2003 годах, а также ряд еще более старых программ, по словам предпринимателя, разработанных в период 1993-1999 годов.

Весь указанный софт Геннадий К., по его словам, приобрел на рубеже 90-х – начала 00-х годов. После 2003 года потребность в нем пропала.

Во-первых, с выходом «восьмой» платформы, сам разработчик перестал выпускать обновления для версии «7.7», о чем говорит, например, вот такое письмо на официальном бланке.

Во-вторых, старые программы были рассчитаны на их активацию при помощи дискет и дисков. Разумеется, на современных компьютерах редко встретишь даже DVD-Room, не говоря уже о разъеме под дискету. Соответственно, данный софт по мере технического прогресса стал просто бесполезен. По словам Геннадия К., его сын, исследуя спорные программы обратил внимание, что некоторые из них в последний раз открывались еще в 2005 году.

Но, поскольку они сохранились на жестком диске, этого оказалось достаточно для возбуждения уголовного дела. Более того, компания «1С», которую в деле представлял некий А. Потапов (причем доверенность его выдана на бланке одного юридического лица, а указанные реквизиты соответствуют другой организации), сочла ущерб от использования устаревших программ особо крупным. При этом, как подчеркивает Геннадий К., у него сохранились и ключи активации, и прилагавшаяся к дискам литература, и даже накладные, по которым приобретались программы. Более того, часть этих документов была приложена к уголовному делу.

Доверенность на имя Потапова выдана на бланке с одним адресом...

...а в реквизитах указан другой.

Геннадий также добавляет, что Потапов даже не отрицал факт законного приобретения программы. По его словам, преступление заключалось лишь в том, что он якобы использовал программы без ключа активации. Но это, говорит Геннадий К., противоречит положениям Гражданского кодекса. Кроме того, использование программ было невозможным из-за того, что они были рассчитаны на использование ЛРТ-разъемов под ключи.

Предприниматель напоминает, что «1С» официально прекратила замену ключей для неподдерживаемых и снятых с продаж программ. Но данный факт, как и то, что программы фактически не использовались с 2005 года, был, по сути, проигнорирован. Кроме того, по его словам, в материалах не было указано, что три программы являются базовыми, и ключи для них не требуются.

В нашем распоряжении оказались видеозаписи, сделанные во время обысков в одном из магазинов. На одной из них видно, как человек, по всей видимости, сотрудник полиции, складывает в пакет…пятилитровые бутылки со стеклоомывающей жидкостью. Интересно, какие доказательства он таким образом собирал? По словам Геннадия К., это был уже повторный визит силовиков. Предприниматель полагает, что реальной целью данного мероприятия было оказать на него давление.

Кто учит, тот и потерпевший?

Казалось бы, какую ценность могут представлять программы, которые не поддерживаются уже более 20 лет и зависят от устаревших носителей информации? Но заключение экспертов ошеломляет – «ущерб», причиненный «1С» составляет полтора миллиона рублей. Вот только возникает закономерный вопрос: а в чем заключается ущерб, если представитель «1С», по словам Геннадия К., не отрицает законность приобретения программного обеспечения.

Об экспертизах и исследованиях стоит сказать отдельно. Сначала исследование проводил специалист Т. Безкоровайный. По словам Геннадия К., у данного специалиста есть только среднее образование бухгалтера, а его право на проведение исследования подтверждается сертификатом о повышении квалификации, выданным… «1С», то есть потерпевшей стороной.

Когда адвокат Геннадия К. добился, чтобы Безкоровайного отстранили от дальнейших исследований, компьютеры передали эксперту Алексею Чащину, который тоже проходил обучение в «1С». При этом, по фотографиям, который Геннадий сделал, когда забирал компьютеры, видно, что печать специалиста Безкоровайного не повреждена. Как же тогда эксперт Чащин исследовал компьютер, остается только догадываться.

В целом же Геннадий К. оценивает уровень фальсификации доказательств в его деле и других подобных делах в 99 %.

«В случае обнаружения незначительного количества программ их количество в экспертизе просто приписывается, – отмечает Геннадий К. – Дешевые программы представляются как дорогие. Несмотря на то что эксперты не имеют право работать на изъятых ЭВМ, а только на снятых копиях, на ЭВМ появились документы созданные во время нахождения на экспертизах. И на этот вопиющий факт следователь отказалась реагировать. Приписки идут нагло, так как в решении суда программы с ЭВМ перед возвращением собственнику надо удалять. Но в моем случае ЭВМ не были зачищены, и фальсификация стала очевидна. Сфабриковано якобы выданное мне за год до проверки предписание (об устранении нарушений. – Прим)».

Один из пунктов обвинения Геннадию К. кажется особо надуманным.

«Проверяющие от ООО «1С» и от ОБЭП настолько обнаглели, что предъявляют ущерб за программы, права на которые им не принадлежат, а только имеют аналогичную аббревиатуру «1С», – отмечает Геннадий К. – Следствие даже не пытается выяснить реального собственника, хотя делать это обязано, и процедура заняла бы несколько минут».

Обращает на себя внимание также тот факт, что при проведении оперативно-следственных мероприятий в качестве понятых выступали стажеры полиции. Это обстоятельство даже не отрицалось прокуратурой в суде, но толковалось так, что стажер не является должностным лицом, а, значит, понятым он может быть.

Ссылка на древний документ

Геннадий К. отмечает также давление, с которым столкнулся он, члены его семьи и сотрудники в ходе предварительного следствия.

«Семенов В. В. угрожал сотрудникам магазина на Шадринской в случае их сопротивления подкинуть наркотики, – рассказывает предприниматель. – Испугавшись последствий, все сотрудники магазина уволились».

В результате в Камышлове, который, мягко говоря, не является передовым муниципалитетом, единовременно работы лишаются несколько десятков человек, многие из которых занимали эти рабочие места на протяжении длительного времени. И до сих пор нормальная работа предприятий Геннадия К. не восстановлена.

«Следователь и прокурор обращение по этому поводу проигнорировали, – продолжает Геннадий К., – Против моего сына в момент проверки сфабриковали дело об уничтожении имущества «колеса автомобиля» специалиста Безкоровайного Т.Г. Хорошо, что в суде выявилась фальсификация, была предъявлена видеозапись, что он в это время находился в другом районе. Свидетелями уничтожения имущества выступала та же группа проверяющих сотрудников [полиции]».

При этом Геннадию К. предлагалось «решить вопрос миром». По его словам, соответствующее предложение поступало от сотрудника областного Главка Балакина. Договариваться предприниматель не пожелал, и дело ушло в суд.

Сначала оно попало к председателю Камышловского районного суда Дмитрию Дееву. Опытного судью смутило содержание обвинительного заключения. По мнению председательствующего, из озвученного прокурором документа непонятно, какие конкретно действия подсудимого нарушают авторские права разработчика.

Судья также обратил внимание, что прокурор в своем выступлении сослался на Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений, которая была подписана…в 1886 году. Данный документ несмотря на свою древность действительно имеет юридическую силу. Но даже из его названия понятно, что он регулирует отношения в сфере литературы. И применять его в отношении компьютерных программ (пускай довольно старых), по меньшей мере, странно.

Дмитрий Деев постановил вернуть дело прокурору для устранения нарушений. Но областной суд данное постановление отменил и вернул материалы в Камышлов.

Помощь фронту как повод для дополнительного наказания

Во второй раз дело досталось судье Софье Зоновой, которая проводит заседания не в Камышлове, а в здании постоянного судебного присутствия в поселке городского типа Пышма. Полномочия поддерживать обвинение были переданы пышминскому районному прокурору Оксане Амелиной.

В этот раз суд оказался менее благосклонным к Геннадию К. и посчитал его вину доказанной. При этом знакомство с приговором вызывает ряд вопросов.

Во-первых, одним из доказательств вины суд признал «прямоугольную картонную коробку светло-коричневого цвета». Казалось бы наличие коробки должно свидетельствовать, что руководитель предприятия ответственно относится к авторским правам разработчиков: покупает софт, а не скачивает его. К тому же, речь идет не об устаревших программах седьмого поколения, а о более новом программном обеспечении, не имеющем видимой связи с рассматриваемым делом.

Во-вторых, к доказательствам вины отнесены показания бывших сотрудников автомагазинов. Из их допроса следует, что они пользовались платформой восьмого поколения, но какое отношение это имеет к злополучной версии «7.7» вновь остается непонятным.

В-третьих, мы не увидели в приговоре доказательств того, что именно подсудимый использовал спорные программы. Ведь за 20 лет на компьютерах работали десятки работников, причем некоторые делали это удаленно. Не заметили мы в документе и указания на того, кто является собственником ЭВМ. По словам Геннадия К., один компьютер принадлежит другому лицу.

В-четвертых, доказательством вины считается ответ из центра поддержки клиентов «1С» о том, что Геннадий К. к ним не обращался. Вот только сам центр поддержки появился через много лет после того как «1С» перестала поддерживать седьмое поколение программы «Предприятие». Да и реестр клиентов тоже появился гораздо позже.

В итоге суд приговорил Геннадия К. к году лишения свободы условно. Приговор не устроил не только предпринимателя, но и обвинение. Исполняющий обязанности пышминского прокурора Евгений Меркурьев подал жалобу, попросив назначить в качестве дополнительного наказания штраф в размере 100 тысяч рублей.

При этом удивляет то, как и. о. прокурора это мотивировал: оказание Геннадием помощи бойцам СВО свидетельствует о его материальном благополучии, и есть возможность помимо условного срока назначить ему еще и штраф. Такая фраза напоминает слова сборщика налогов из старого мультфильма «Дракон», который любую реакцию крестьян (смех или слезы) растолковывал как наличие у них достатка и повода ввести дополнительный налог.

Упоминание СВО Геннадию К. кажется циничным, поскольку из-за проблем с бизнесом, связанных с уголовным делом, были сорваны работы по переоборудованию фургона под военную машину. Данная техника вернулась в гражданский оборот, а в воинской части, которая ждала машину, добавляет Геннадий, уже погиб один экипаж.

Этот автомобиль планировалось переделать под военный фургон и направить в зону СВО. Из-за проблем, связанных с уголовным делом, выполнить работы не удалось.

Уже после рассмотрения уголовного дела представитель «1С» Потапов написал предпринимателю письмо с предложением добровольно «возместить ущерб» в полтора миллиона рублей. В противном случае его ждут новые судебные разбирательства, уже в гражданском порядке.

Масштаб проблемы

Геннадий К. убежден, что он не единственный, кто пострадал от желания компании «1С» заработать денег на предпринимательском сообществе.

«Судя по многочисленной судебной практике, эти лица давно сплотились в устойчивую группу и используют в своих корыстных целях правовую и техническую неграмотность предпринимателей Свердловской области», – отмечает Геннадий К.

Знает ли начальник ГУ МВД по Свердловской области Александр Мешков (на фото) о методах работы камышловских полицейских и их коллег из регионального УЭБиПК? Фото: 66.мвд.рф.

В свою очередь, мы можем добавить, что о деятельности эксперта Чащина и специалиста Безкоровайного, «МК-Урал» слышит не в первый раз. Два года назад мы публиковали материал (читать здесь), посвященный уголовному делу против директора Тавдинского хлебозавода Андрея Поломарчука.

Его также признали виновным в использовании якобы нелицензионной версии программного обеспечения «1С», хотя вопросов к версии обвинения более чем достаточно. В результате завод с 87-летней историей закрылся, а его сотрудники вынуждены были искать новую работу.

По словам адвоката Александра Руфа, именно Чащин с Безкоровайным выполняли экспертизу и исследование по данному делу.

«По сути, по всем делам по данной статье в Свердловской области работают они, поскольку имеют сертификаты от «1С», – рассказал «МК-Урал» адвокат. – При этом при проведении мероприятий в офисах подозреваемых, не стесняясь присутствия понятых, они могут воткнуть флешку в компьютер (по словам Геннадия К., он тоже видел, как Безкоровайный вставлял флешку в исследуемый компьютер. – Прим). Не исключено, что таким образом они могут переносить на ваш компьютер файлы неизвестного содержания, которые впоследствии и могут оказаться пиратскими программами. Когда мы обратили внимание на это, они стали действовать иначе: заходить в интернет. Видимо, для тех же целей».

Александр Руф настоятельно советует предпринимателям, у которых происходит обыск в связи подозрениями на наличие «пиратских» программ, отключать в офисе доступ в интернет и производить видеозапись всего происходящего, дабы обезопасить себя от фальсификации доказательств по уголовному делу.

Обычно наказание за данное преступление условное. Но три года назад к реальному сроку был приговорен предприниматель из Асбеста Александр Красноюрченко. Как он пояснил «Российской газете», кто-то из его подчиненных, за несколько лет до визита силовиков скачал на компьютер программу для просмотра чертежей. Несмотря на то, что никто после этого ей не пользовался, директор решил признать вину и частично возместить ущерб, рассчитывая на снисхождение. Но в итоге едва не отправился в колонию – лишь областной суд заменил реальный срок на условный.

Большой резонанс несколько лет назад вызвало дело многодетной матери Людмилы И. из Первоуральска. На компьютере фирмы, где Людмила является учредителем, сотрудники ОЭБиПК обнаружили нелицензионную программу «1С». В отношении женщины возбудили дело по «пиратской» статье и вновь ущерб сочли особо крупным.

Предприниматель свою вину не признавала, но в итоге пошла на мировое соглашение. Суд приговорил ее к условному сроку, но освободил от наказания.

Удар по малому бизнесу

Обращает на себя внимание тот факт, что в каждом случае речь идет о небольших, но при этом крепко стоящих на ногах предприятиях. Почему в разных городах сотрудники полиции и правообладатели (а во всех случаях, кроме асбестовского, речь идет об ООО «1С») обращают внимание только на субъекты малого предпринимательства? Ведь, надо полагать, масштабы применения на крупных предприятиях должны быть гораздо большими. Или логика такая: искать того, у кого есть деньги на «возмещение ущерба», но их недостаточно для того, чтобы вести долгие судебные тяжбы, оплачивать работу независимых экспертов и использовать другие способы защищать свои интересы?

А такая деятельность, судя по всему, весьма выгодная. Ведь обвинительный приговор дает «1С» возможность обратиться в суд для взыскания средств. По оценке Геннадия К., которую он дает в своей жалобе, ежегодно корпорация таким образом зарабатывает порядка двух миллиардов рублей, что превышает в семь раз, к примеру, показатели по доходам сразу от 20 видов деятельности.

При этом еще недавно «1С» была дочерней структурой одноименной компании, зарегистрированной на Кипре. И хотя после начала СВО холдинг официально прошел деоффшоризацию, остается только догадываться, сколько за годы, предшествующие началу боевых действий, успело уйти в ныне недружественную страну.

Руководство государства неоднократно заявляло, что в условиях СВО необходимо, чтобы IT-сектор приложил все усилия к импортозамещению софта, ставшего недоступным российским пользователям. И особенно важно, чтобы отечественные продукты обладали как минимум не худшим функционалом, чем ушедшие аналоги. Но готовы ли российские гиганты IT-индустрии заниматься решением этих задач или у них на повестке дня судебные разбирательства с малым бизнесом? Вероятно, об этом мы узнаем в ближайшее время.

Фото и видео предоставлены Геннадием К.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру