Проблему правового регулирования использования средств индивидуальной мобильности свердловчанами обсудили на круглом столе в УрГЮУ им. В.Ф. Яковлева. В беседе приняли участие депутаты Заксобрания, представители муниципалитетов, сотрудники Госавтоинспекции и ученые.
Необходимость обсуждения проблемы обусловлена ростом популярности СИМ и развитием кикшеринга. В столице Урала за год количество электросамокатов выросло в четыре раза. Сейчас их почти 13 тысяч.
По словам профессора кафедры предпринимательского права УрГЮУ Марии Бажиной, резонансные факты ДТП с участием самокатов этого года – повод для того, чтобы решить, как сделать правовое регулирование более эффективным, устранить пробелы в законах, которые признают всеми участники Круглого стола.
Участвовавший в круглом столе депутат Заксобрания региона Алексей Свалов организовывал совместные с общественниками и журналистами рейды по центру столицы Урала, создал чат-бот, принимающий мнения жителей.
Он подчеркнул, что проблема использования СИМ обострена в городах с развитым кикшерингом. При этом до сих пор отсутствуют законодательная база и правовое регулирование, которые могли бы обезопасить пешеходов.
«К сожалению, на сегодняшний день кикшеринговые компании думают лишь о прибыли, не неся при этом социальной ответственности перед жителями. Я считаю, что нужно продолжать правильно формировать правовую базу и на ее основании принуждать самокатчиков к соблюдению правил дорожного движения, чтобы пешеход, оказываясь на улице, на тротуаре, чувствовал себя в безопасности», – заявил депутат.
По информации научного центра безопасности дорожного движения МВД России, Свердловская область в топе регионов, где происходят аварии с участием самокатов. За девять месяцев 2024 года только официально зарегистрировано 145 ДТП с участием самокатчиков, один инцидент – смертельный. Но реальной статистики фактически нет, так как жители просто не обращается в ГАИ и за медпомощью, а виновника аварии установить чаще всего невозможно. Система верификации несовершенна, обмануть ее может любой.
Начальник отделения ДПС ОГИБДД УМВД России по Екатеринбургу Антон Попов заявил, что самая действенная мера профилактики – верификация личности пользователя СИМ. Большая часть пользователь – несовершеннолетние, требование верификации уберет эту категорию «водителей» с тротуаров и снизит количество ДТП с самокатами. В Москве тестовом режиме планируют ввести авторизацию через «Госуслуги».
Ряд городов РФ ввел ограничения на местном уровне. В Верхней Пышме, где нет необходимой инфраструктуры для перемещения на СИМ, ввели запрет на размещение электросамокатов на территории ГО. В Екатеринбурге перемещения на СИМ запрещены в нескольких парках и на некоторых улицах в центре. Систему запретов предстоит усовершенствовать, поскольку самокатчики продолжают нарушать установленные ограничения.
Кроме того, на Круглом столе озвучено предложение доработать систему идентификации самокатов, установив на каждый из них крупные регистрационные номера. Также необходимо, чтобы условия расширенной страховки, которая в настоящий момент представлена рядом кикшеринговых компаний, стали базовыми для всех сервисов аренды. Главная задача: развитие системы кикшеринговх сервисов только в тех частях города, где для этого существует необходимая инфраструктура. Там, где отсутствует возможность организации выделенной полосы для СИМ, самокатчиков быть не должно.
Председатель комитета по развитию инфраструктуры и жилищной политике Заксобрания Валентин Лаппо отметил, что на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, предлагающий дополнительное регулирование пользования СИМ. В том числе предусмотрена регистрация СИМ, повышение возраста пользователя.
«Мы попробуем обобщить те предложения, которые прозвучали на Круглом столе, чтобы повысить качество предоставления услуг и безопасность использования средств индивидуальной мобильности» – заявил Валентин Лаппо.