В Екатеринбурге суд выселил многодетную семью, чью квартиру поверенные ТУ Росимущества, возглавляемого Сергеем Зубенко, продали за цену в два раза ниже рыночной

У специалистов по реализации имущества есть вопросы как к процедуре торгов, так и к выбору организаторов, а сама сложившаяся практика может сводить на нет демографическую политику государства

В Екатеринбурге многодетная семья не смогла в первой судебной инстанции оспорить результаты торгов, по которым их квартира была продана за долги по цене, примерно в два раза ниже рыночной, несмотря на выявленные нарушения. Представитель указанной семьи считает решение необоснованным и противоречащим ранее применявшейся судебной практике. При этом с прошлого года ситуация, когда залоговое жилье продается по заниженной цене узкому кругу лиц, получает все большее распространение в Екатеринбурге, что может оставить на улице еще сотни людей. Представитель семьи связывает это с тем, что возглавивший в конце 2021 года свердловское территориальное управления Росимущества Сергей Зубенко сменил поверенных, отвечающих за торги, и теперь они проводятся по неконкурентному сценарию. При этом есть основания полагать, что данные организации аффилированы как минимум с одним постоянным участником торгов, который в процессе по многодетной семье даже представлял интересы одного из поверенных. Продолжаются проблемы в Свердловской области и у других категорий граждан – пользователей загородными земельными участками. Такая политика свердловского ТУ Росимущества, на которую на протяжении уже длительного времени закрывает глаза центральный аппарат во главе с его руководителем Вадимом Яковенко, может срывать поручения президента России.

У специалистов по реализации имущества есть вопросы как к процедуре торгов, так и к выбору организаторов, а сама сложившаяся практика может сводить на нет демографическую политику государства
Фото: МК-Урал.

Недавно «МК-Урал» рассказывал о судьбе екатеринбургской семьи, оказавшейся под угрозой выселения (читать здесь). В 2015 году родители, у которых на тот момент было двое детей, решили улучшить жилищные условия. Продав свою квартиру, они взяли ипотечный кредит на 700 тысяч рублей, и приобрели новое жилье.

На фоне тяжелой экономической ситуации в стране, вызванной сначала коронавирусными ограничениями, а затем СВО, возникли проблемы с работой и, соответственно, выплатой взносов. В итоге квартира была выставлена на продажу. Теперь новый собственник требует от семьи, в которой уже четверо детей в возрасте от 2 до 11 лет, покинуть жилплощадь.

С момента нашей прошлой публикации произошел ряд важных событий. Кроме того, «МК-Урал» удалось пообщаться с главой семейства Александром.

Внезапный визит

По словам мужчины, то, что произошло с квартирой его семьи для него стало полной неожиданностью. 6 декабря 2022 года пришла телеграмма, из которой следует, что недвижимое имущество продано. А через две недели новый собственник пришел сам в сопровождении еще одного человека.

«Он сказал освободить помещение в течение двух недель», – рассказывает хозяин квартиры Александр.

О том, что недвижимость уже продана, семья не знала. О дате проведения торгов и их результатах они уведомления не получали.

Другого жилья у семьи нет, и за две недели освободить помещение им было бы нереально. Особенно, учитывая наличие четырех детей, которые ходят в школу и детский сад по месту прописки.

При этом от своих обязательств перед банковской организацией должники не отказываются. Их возмущает та цена, по которой квартира была продана. Это 3,3 млн рублей. За вычетом задолженности перед банком, а это 1,3 млн рублей, они получат около двух миллионов. То есть даже меньше, чем они сами вкладывали собственных средств в 2015 году, не говоря о кратном росте стоимости квартир в Екатеринбурге в последние годы.

Более того, новый собственник намерен еще сильнее сократить эту сумму.

«Он звонит им и говорит, что взыщет с них ту сумму, которую он не смог заработать за полгода, сдавая эту квартиру в аренду», – говорит юрист, представляющий интересы семьи.

По приблизительным расчетам, в таком случае семья из шести человек получит около полутора миллионов рублей. Разумеется, что никакое новое жилье на него приобрести они не смогут, а на новый кредит рассчитывать теперь не приходится.

Помимо угроз применения штрафных санкций новый собственник мог применять и другие методы. По словам юриста, когда его доверители не выполнили требование, у них несколько раз отключали электроэнергию, в том числе в новогоднюю ночь. И лишь его обращение в управляющую компанию позволило временно разрешить ситуацию.

Слишком много мелочей

Как ранее сообщал «МК-Урал», семья попыталась оспорить итоги торгов. Специалисты по реализации арестованного имущества увидели ряд нарушений, которые, по их мнению, являются безусловными основаниями для отмены торгов.

Во-первых, по словам специалиста, поверенный свердловского ТУ Росимущества, ООО «ИСК-1», уведомил о проведении торгов не должным образом. В опубликованном объявлении не была указана значимая информация, обязательная с точки зрения ГК РФ и ФЗ № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

«Не был указан ни шаг аукциона, ни размер задатка, ни другие важные сведения, – говорит специалист. – Вы можете посмотреть старые номера той же самой газеты, где свои объявления размещали другие поверенные и увидите всю эту информацию. А вот в объявлениях ООО «ИСК-1» этого не бывает, вместо этого читателям предлагается зайти на сайт torgi.gov и самим найти информацию, что практически невозможно, если вы не обладаете специальными познаниями в области электронных торгов».

Во-вторых, организатор торгов, по мнению представителя семьи, скрывал информацию о проводимых аукционах, с целью ограничить круг потенциальных участников.

«Мало того, что извещение не содержит обязательную с точки зрения закона информацию, так еще и наоборот, отсылает к трем разным источникам с абсолютно противоречивыми данными (публикация в газете «Тагильский рабочий», указание неверного адреса продаваемой квартиры и т. п., что могло ввести в заблуждение потенциальных покупателей!», – говорит представитель семьи.

В-третьих, как уже говорилось в прошлом материале, в торгах принимали участие всего два участника, причем без видимой борьбы. При этом были и другие желающие, но их не допустили. Причины недопуска юрист считает формальными: отсутствие копий страниц паспорта (с Кремлем), не имеющих смысловой нагрузки, оплата задатка со счета своего ИП, а не счета карты, и масса других специфических требований. Напрашивается вывод, что цель этого – достигнуть нужный организатору результат: десятки проданных за номинал лотов, причем одним и тем же «везучим» покупателям.

В-четвертых, у специалиста есть претензии к оформлению протокола торгов. На ЭТП «Портал», где проходили торги, и в предоставленных в суде документах, по его словам, указаны разные покупатели. В одном случае, участник торгов действует в интересах другого человека, в другом случае об этом нет ни слова.

Любопытно, проверяло ли законность заключения договора свердловское управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Ранее «МК-Урал» рассказывал, что зачастую свердловчане неделями ждут, когда ведомство Игоря Цыганаша проверит пакет документов перед тем как зарегистрировать право собственности. При этом, как следует из судебных документов, 5 декабря итоги торгов еще не были подтверждены, а уже 6 декабря новый собственник (который участвовал не лично в торгах, а через представителя) посылает телеграмму.

Несмотря на то, что данные нарушения по отдельности могут быть восприняты как технические ошибки, либо незначительные, в своей совокупности картина становится очевидной, и до недавнего времени, отмечает представитель, существовала практика отменять подобные торги.

Однако в описываемом случае антимонопольная служба пошла по иному пути. Признав наличие нарушений, ведомство ограничилось составлением протоколов о привлечении должностного лица ООО «ИСК-1» к административной ответственности. Получается, что когда гражданин допускает мелочь (отсутствие копии пустой страницы), то государство признает это нарушение значительным. А когда дело касается компании, действующей по поручению государства, то «небольшие» ошибки являются простительными. И это при том, что штраф, который заплатит сотрудник «ИСК-1» будет попросту несопоставим с тем, сколько недополучила семья из-за того, что к торгам не были допущены лица, которые могли бы предложить справедливую, близкую к рыночной цену.

Стоит также отметить, что Конституция и вся существующая практика в гражданском производстве исходят из того, что гражданин в споре с юридическим лицом и государством должен быть более защищенным. Но почему-то в данном случае получается наоборот.

Странный порядок

К сожалению, иным путем пошел Кировский районный суд, отказавшийся отменять результаты торгов, сославшись на то, что допущенные нарушения якобы незначительны. С такой оценкой представитель семьи не согласился и подал жалобу в областной суд.

Любопытно, что параллельно в Кировском районном суде слушался иск нового собственника о выселении прежних жильцов из их квартиры.

«Мы заявляли ходатайство о приостановлении данного процесса, поскольку в том же суде рассматривалось дело об отмене торгов, – рассказывает юрист. – Логично, что если торги будут отменены, то исковые требования по процессу о выселении удовлетворены быть не могут. Участвовавший в деле прокурор поддержал ходатайство, но суд отказался приостанавливать процесс. Теперь то же самое происходит и в областном суде. Тот состав, который рассматривает дело о выселении, отказался откладывать заседание до рассмотрения апелляции по делу об отмене торгов. Хотя ни то, ни другое решения пока не вступили в законную силу. И что показательно, прокурор в это раз уже был против отложения рассмотрения дела, а органы опеки (их привлекают в подобных делах в обязательном порядке) вообще не появились ни в одном из заседаний о выселении семьи с четырьмя маленькими детьми».

И вновь у нас возникают вопросы к деятельности государственных органов. Во многих нормативно-правовых актах в качестве приоритетного направления работы указана защита прав социально незащищенных групп населения, включая несовершеннолетних и многодетные семьи. Но почему-то в нашем случае позиция надзорного ведомства резко меняется при передачи дела из районного в областной суд. Неужели за прошедшее время защита интересов семьи с четырьмя детьми выпала из списка приоритетных направлений работы?

Еще больше вопросов к органам опеки. Если судебный процесс, касающийся жилищных прав сразу четырех детей, не заслуживает внимания данного ведомства, то возникает вопрос, зачем оно тогда нужно. Особенно издевательски это выглядит в контексте десятилетия детства, объявленного на период 2018-2027 годов президентом России.

В связи с этим «МК-Урал» планирует обратиться в Министерство социальной политики Свердловской области, чтобы узнать причины неявки их представителей в судебные процессы по выселению семьи, о которой идет речь в статье. Кроме того, мы попытаемся выяснить, каких принципов работы данное ведомство придерживается при защите жилищных прав несовершеннолетних.

И волки сыты, и овцы целы

Мы не утверждаем, что реализацию имущества должников необходимо отменить. Но в то же время положение, в котором оказались обычные люди, ничуть не проще чем у банков, а потому баланс интересов должен быть соблюден.

В указанном же случае дело даже не в сумме долга, а в конкретной схеме с признаками коррупционной составляющей, из-за которой кто-то заработал, а кто-то лишился жилья и положенной компенсации, причем счет таких «сделок» в Свердловской области перевалил уже за несколько десятков.

Во многих регионах страны квартиры выставляются на продажу с низкой стартовой ценой, но в ходе прозрачной процедуры конкурентных торгов итоговая стоимость вырастает до того размера, который позволил бы должнику не только рассчитаться по долгам, но и приобрести более дешевое жилье. То есть все стороны остаются не в накладе: покупатель получает желаемую недвижимость, должник – возможность начать новую жизнь, кредитор – свои законные средства, а судебные приставы закрывают исполнительное производство в связи с его фактическим окончанием.

Собственно такой порядок позволяет соблюсти основные принципы исполнительного производства, заложенные в федеральном законе, – уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенность минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи. Сама процедура конкурентных прозрачных торгов позволяет должнику получить не только те средства, которые он вложил помимо заемных, но и увеличить их исходя из размера инфляции и роста цен на жилье.

Пришедший же на должность руководителя ТУ Росимущества в конце 2021 года Сергей Зубенко, вероятно, придерживается других принципов.

Подозрения в аффилированности

Напомним, что сейчас поверенными являются ООО «ИСК-1» и ООО «Меркурий». Первая компания долгое время имела признаки, характерные для компании-однодневки: нулевая отчетность, минимальный уставной капитал и один человек в реестре сотрудников. И лишь в 2022 году «мертвая» компания внезапно ожила.

ООО «Меркурий» зарегистрировано за неделю до вручения госконтракта от Росимущества по Свердловской области в Красноярске, где раньше работал Сергей Зубенко. Это могло быть сделано специально, чтобы затруднить процесс обжалования, так как все жалобы на процедуру торгов в таком случае рассматривает УФАС Красноярского края.

Сергей Зубенко. Скриншот с репортажа Рен-ТВ.

Судя по сайту «Меркурия», в Красноярске компания не работает. Зато является поверенным Свердловского, Новосибирского и Ростовского территориальных управлений Росимущества, а также межрегионального управления по Смоленской, Брянской и Калужской областям. Любопытно, что во всех регионах «Меркурий» получает комиссию 10 % с торгов, кроме Ростовской области, где, согласно имеющемуся в распоряжении «МК-Урал» решению, это запретило делать местное УФАС.

В прошлом материале мы сообщали, что торги по недвижимости, которые проводят «Меркурий» и «ИСК-1» осуществляются на площадках с однотипным интерфейсом и по схожему сценарию: минимальная борьба двух участников и продажа объекта практически за номинал. При этом зачастую можно встретить одни и те же имена участников.

Это касается и Адила Жубатканова. В торгах он участвует как индивидуальный предприниматель, представляющий интересы других покупателей. И раз за разом выигрывает. При этом в суде по отмене торгов упомянутой квартиры он пришел в качестве представителя ООО «ИСК-1». По мнению его оппонента, это является грубым нарушением законодательства.

Любопытно, что ранее господин Жубатканов участвовал в оспаривании тендеров, по которым ООО «ИСК-1» пыталось стать поверенным. Напрашивается мысль, что его могли, что называется «перекупить», чтобы он не создавал дальнейших проблем.

Все это наводит на мысли о возможной аффилированности ТУ Росимущества, организаторов торгов и участников в них.

«Я считаю, что причастных к нашему делу чиновников и сотрудников компании, которые проводили торги, надо подвергнуть проверке на полиграфе, задав им прямой вопрос, есть ли у них личный интерес в продаже нашей квартиры», – говорит глава семейства.

На наш взгляд, данная мысль заслуживает внимание. И редакция «МК-Урал» призывает указанных лиц в добровольном порядке пройти указанную процедуру. И не только касательно данной квартиры, но и других торгов за последнее время, в которых побеждали одни и те же участники, чьи конкуренты, по сути, уклонялись от борьбы.

Не только квартиры

Возможно, скоро Свердловскому ТУ Росимущества будет попросту не хватать представителей для участия в процессах, которых может стать очень много. Как неоднократно сообщал «МК-Урал», начиная с прихода Сергея Зубенко, участились случаи отказа землепользователям в заключении новых договоров аренды и в попытках расторгнуть старые. При этом такую позицию, судя по всему, управление занимает по указанию руководителя центрального аппарата Росимущества Вадима Яковенко, который регулярно проводит совещания по ситуации в Свердловской области.

За последний год в Свердловской области произошло немало спорных ситуаций, связанных с федеральным имуществом. Раз за разом центральный аппарат во главе с Вадимом Яковенко давал понять, что поддерживает Сергея Зубенко. Но является ли это позицией всех высших чиновников ведомства?

Как мы уже сообщали, куратором Свердловской области является заместитель руководителя центрального аппарата Дмитрий Степаненко. Несмотря на то, что он фактически непричастен к тем проблемам, которые происходят в регионе, действия свердловского ТУ Росимущества во главе с Сергеем Зубенко могут негативно отразиться и на нем. И это при том, что Дмитрий Степаненко за много лет зарекомендовал себя как ответственный руководитель с безупречной репутацией.

Действия руководителя Росимущества Вадима Яковенко вызывают все больше вопросов. И, вероятно, гражданам и предпринимателям стоило бы обращаться не к нему, а к его заместителю, опытному сотруднику Дмитрию Степаненко. Фото: council.gov.ru/

В связи с этим редакция «МК-Урал» обращается к Дмитрию Александровичу с просьбой разобраться не только в тех вопросах, которые затрагиваются в данной публикации, но и в проблемах, которые были изложены в прошлых материалах.

Это касается и очередного случая, с которым столкнулись пайщики ДПК «Зеленые просторы». Когда правление кооператива обратилось за заявлением о заключении договора аренды, в ответ поступил отказ. В документе, подписанном заместителем Зубенко Романом Алексеевым, содержатся не только довольно спорные поводы в отказе, но и большое число грамматических ошибок. Впрочем, стоит ли удивляться. Ведь, как мы рассказывали, Роман Алексеев однажды и вовсе забыл переименовать служебные документы перед тем как отправить их заявителю. В итоге гражданин получил три файла с названиями «Отписка1», «Отписка2» и «Отписка3» (читать здесь).

Казалось бы, где загородная недвижимость и ипотечное жилье? Но на самом деле, обе темы довольно близки. Президент России неоднократно заявлял о необходимости сделать ипотечное кредитование более доступным, особенно для семей с большим количеством детей, а также стимулировать строительство индивидуального жилья. Это особенно актуально в условиях официально признанного на федеральном уровне демографического кризиса.

В Свердловской же области, такое ощущение, что делают с точностью наоборот. Банки с государственным участием, ТУ Росимущества и его поверенные в стремлении вернуть деньги продают квартиры семей (очевидно и без того находящихся в крайне тяжелых условиях) по цене, значительно ниже рыночной. Граждане, решившие вложить средства в загородное жилье, не могут получить землю. А другие государственные ведомства предпочитают вставать не на сторону простых людей, а других чиновников. И о каком выполнении президентских указов тогда можно говорить?

«Теперь, когда наша семья стоит в половине шага от выселения в прямом смысле на улицу, мы готовы идти до самых последних инстанций, включая председателя Следственного комитета Александра Бастрыкина, который уделяет много внимания защите прав несовершеннолетних, – говорит глава семейства Александр. – А если понадобится – то и до Президента. И мы призываем всех тех, кто оказался в подобной ситуации, также не сидеть на месте. Только обозначив масштаб проблемы, мы сможем защитить свои права».

«МК-Урал» также подготовит ряд запросов и обращений в ведомства и продолжит следить за развитием событий.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру