17 февраля в Режевской думе проходило совместное заседание трех профильных комиссий. На него пришла местная жительница Алена вместе с адвокатом Олегом Сотниковым. Казалось бы, муниципальный представительный орган – это не полиция и не Следственный комитет и на первый взгляд сопровождение адвоката выглядит чрезмерным. Но стоило посетительнице озвучить проблему, с которой она пришла, как стало понятно: юридическая помощь в ее случае не роскошь, а необходимость.
«Спрошу за каждую курицу»
Алена проживает в поселке Липовка. Его мы упоминали в одном из наших прошлых материалов. Напомним, что на январское заседание Думы городской прокурор Николай Удалов принес протест (читать здесь). Руководитель надзорного ведомства требовал изменить разрешенный вид использования земельного участка, на котором располагается поселок, с Ж-1 (индивидуальное жилищное строительство) на Р-1 (рекреационная зона). В таком случае судьба расположенных здесь девяти двухквартирных домов оказывалась под угрозой, поскольку возведение жилья на участке с таким разрешенным видом использования не предусмотрено.
Но удовлетворять пожелания прокурора народные избранники не стали: за это не проголосовал ни один из депутатов. Но, как заявила на заседании трех думских комиссий Алена, проблемы никуда не делись. Более того, после поражения в Думе Николай Удалов как будто стал более настороженно относиться к самим гражданам, проживающим в Липовке.
«Он разговаривал со мной не очень приятным образом, – рассказала жительница Липовки. – Он сказал: я приду проверять каждый участок. И я спрошу за каждую курицу, за каждое дерево».
Спустя несколько дней корреспондент «МК-Урал» попытался связаться с Аленой. Из-за временного нахождения в другом регионе дать развернутые комментарии она не смогла и предложила обратиться к адвокату Олегу Сотникову.
Олег Вячеславович рассказал, что прокуратура не только заявляет о намерениях провести проверки, но уже осуществляет их.
«Она (проверка) незаконная, – говорит Олег Сотников. – В отношении граждан прокурор не имеет права проводить проверки. В отношении ИП имеет право, в отношении юридических лиц и учреждений имеет право, в отношении граждан – нет… Мы так думаем, что это уже пошло преследование».
Знакомые методы
По словам другой жительницы поселка Липовка Екатерины, с которой удалось связаться корреспонденту «МК-Урал», именно Алена является наиболее активной в отстаивании прав, как своих, так и всего поселка. Поэтому тот факт, что именно к ней в первую очередь пришли сотрудники надзорного ведомства, мало кого удивляет.
Как неоднократно рассказывал «МК-Урал», почти на каждом заседании Думы депутат Евгений Сурнин задает острые вопросы прокурору Николаю Удалову. А через один-два дня к народному избраннику приходят представители всевозможных правоохранительных органов (читать здесь).
Сам Евгений Сурнин на объединенном заседании думских комиссий также задал вопрос заместителю городского прокурора Татьяне Ольшанской, на каком основании к Алене и ее родственникам пришли представители надзорного ведомства. В ответ та заявила, что была жалоба в областную прокуратуру (причем не письменная, а устная, на личном приеме у областного зампрокурора), которая «спустила» обращение вниз.
По мнению Евгения Сурнина, факт обращения гражданина в областную прокуратуру делает ситуацию еще более подозрительной. Депутат напомнил, как несколько месяцев назад по схожему основанию была начата проверка из-за якобы незаконного заготовления его предприятием древесины, которая идет в зону СВО (об этом «МК-Урал» также подробно рассказывал).
«На меня, допустим, гражданин С., житель Новоуральска, должник по федеральным [судебным] приставам, обратился с жалобой к Михаилу Зубареву, депутату Заксобрания (который затем обратился в областную прокуратуру), – сказал Евгений Сурнин, обращаясь к Татьяне Ольшанской. – Поэтому [возникает вопрос], не засланный ли это казачок?»
История вопроса
Откуда вообще взялись дома рядом с водолечебницей и насколько их нахождение там законно? Как пояснила Екатерина, собственники всех домов – либо бывшие работники «Липовки», либо члены их семей.
«Мой папа как ветеран труда, более 30 лет отработавший в «Липовке», получил этот дом от главврача Евгения Емельяновича Соловьева в 1993 году, – вспоминает жительница поселка. – Все дома приватизированы, им присвоены почтовые адреса. Хотели приватизировать и участки, но с этим возникли проблемы, так как они находятся в особо охраняемой зоне».
По словам Екатерины, формально представители властей, включая областное Министерство по управлению государственным имуществом, заявляют о том, что гражданам бояться нечего. Но к заверениям чиновников люди относятся скептически. Тем более, что на приеме в том же МУГИСО им прямо сказали, что их поселка на кадастровом учете и вовсе нет.
В городской администрации, по словам Екатерины, жителям предлагают перерегистрировать дома. Сейчас они числятся как частные, но разбиты на две квартиры. И чиновники, отмечает женщина, предлагают зарегистрировать их как блочную застройку. Вот только жильцы опасаются, что в таком случае они окажутся вне закона, поскольку на данный момент участок имеет вид разрешенного использования именно Ж-1, то есть он рассчитан на индивидуальное, а не на блочное жилье.
Сейчас граждане не могут спрогнозировать, что их может ожидать. Но основания опасаться у них есть. Стоит отметить, что дома не дачи. Граждане прописаны в них 30 лет, и для многих это единственное жилье.
Буква и дух закона
«МК-Урал» решил обратиться за комментариями и к депутатам городской Думы. Для Евгения Сурнина активность прокуратуры по данному вопросу непонятна.
«30 лет там люди живут, и вдруг им заявляют: у вас тут что-то незаконно, – говорит депутат. – Но кто тогда разрешил эти дома приватизировать?»
При этом за действиями прокурора, по мнению депутата, могут стоять интересы отдельных коммерсантов.
«Слухи ходят разные, что наш градоначальник [Иван Карташов] с одним из местных предпринимателей хочет сделать глэмпинг, построить домики и их сдавать, – рассказывает Евгений Сурнин. – Жители, чьи интересы задеты, об этом рассуждают, они об этом слышали, в пабликах читали».
К слову, ровно через неделю после заседания думских комиссий в офис Евгения Сурнина вновь наведались представители правоохранительных органов, решившие изъять компьютеры и документы. При этом, как сообщил «МК-Урал» сам депутат, он предупреждал сотрудников ФСБ, что находится в командировке в городе Братске Иркутской области, но те решили войти внутрь офиса в отсутствие его собственника (на месте была только главный бухгалтер, то есть наемный работник). Это может быть основанием для обжалования действий силовиков.
Депутат полагает, что данные события могут быть связаны с отказом думы изменить вид разрешенного использования земельного участка в Липовке.
«Только почему у них именно ко мне вопросы, непонятно, – добавил Евгений Сурнин. – Ведь Дума принимает решения большинством голосов».
Заместитель председателя Думы Александр Алферьев отметил, что формально протест прокурора, требующего изменить вид разрешенного использования участка, может быть основан на букве закона, но депутаты должны смотреть на вопрос шире.
«Мое мнение: не всегда буква закона может обеспечить права граждан, – говорит Алферьев. – Поэтому, когда прокурор вышел с протестом, мы встали на сторону людей, дав им тем самым время, чтобы они могли отстоять свои права в суде и оспорить действия прокуратуры».
Возможно, в суде удастся установить полную картину. Ведь нельзя исключать, что городской прокурор мог взять только одну букву закона, проигнорировав остальные нормы законодательства. И на самом деле может оказаться, что граждане правы не только с точки зрения логики и справедливости, но и закона.
Если Николаю Удалову настолько важно следить за соблюдением юридических норм, то и без ситуации в Липовке ему найдется много работы. Взять хотя бы тему с уборкой улиц.
Как ранее сообщал «МК‑Урал», в арбитражном процессе было установлено, что предприниматель Валерий Раев получил из бюджета деньги за эти работы, предоставив фотографии, сделанные в предыдущие годы.
По данному факту главный редактор газеты «Округ Реж» Галина Попова написала заявление в СК, но получила отказ в возбуждении уголовного дела.
Да и ситуация вокруг незаконных (как установила сама прокуратура) выплат надбавок главе Ивану Карташову и председателю Думы Николаю Бачинину с октября прошлого года не сдвинулась ни на шаг. Но, вероятно, Николай Удалов сейчас занят более важными делами, как, например, разбирательства с жителями поселка Липовка.
А где же омбудсмен?
В нашем прошлом материале мы рассказывали, что, по некоторым данным, уполномоченный по правам человека в Свердловской области Татьяна Мерзлякова на расширенной коллегии регионального главка МВД критиковала режевскую полицию за то, что она не возбуждает уголовные дела в отношении Евгения Сурнина и одного из акционеров местного хлебозавода. В то же время каких-то действий омбудсмена в защиту жителей Липовки не видно.
После той публикации мы направили официальный запрос Татьяне Георгиевне, длительное время работавшей журналистом в Реже. В итоге мы получили ответ, что люди, проживающие в Липовке, к ней не обращались. Но, в случае если ей напишут, она готова разбираться и содействовать.
Вот только для чего омбудсмену требуется непременно обращение жителей, непонятно. Даже прокуратура и следственные органы зачастую проводят проверочные мероприятия по факту публикации информации о нарушении прав граждан в СМИ и социальных сетях.
А о проблемах жителей Липовки Татьяна Мерзлякова могла узнать из нашей же публикации, ссылку на которую мы приложили к запросу. Или разговор об отсутствии обращения – это лишь формальный повод не вмешиваться, а причины зарыты более глубоко?
Пока ситуация выглядит удручающе. Городской прокурор, как будто не замечая нарушений со стороны чиновников и некоторых коммерсантов, ходит с проверками к частным лицам, а также пытается добиться изменения статуса земли, на которой стоят их дома. А региональный омбудсмен якобы ждет от этих граждан обращения, успевая в это время давать неуместные указания режевской полиции. И хотя пока депутаты стоят на стороне граждан, опасность того, что спасение утопающих станет делом рук самих утопающих, увы, никуда не девается.
«МК-Урал» будет следить за развитием событий.